Специальный проект журнала РЖД-Партнер

"Рынок подвижного состава: работа в новых условиях"
Ставки операторов: на бреющем полете
Несмотря на продолжающуюся тенденцию снижения ставок на предоставление полувагонов, их размер вряд ли достигнет минимального уровня пяти-шестилетней давности. Прежде всего на них сейчас влияют профицит вагонного парка и обострившаяся в этой связи конкуренция на рынке. Сдерживающими факторами выступают небольшой возраст и множество лизинговых вагонов, работающих на сети.
Понятно, что ряд обстоятельств толкали ставки на предоставление подвижного состава в 2020 году вниз. И вместе с тем практически каждый из этих векторов встречал заметное противодействие.

Начнем с профицита вагонов. По данным ОАО «РЖД», парк подвижного состава, не задействованного в перевозках, достиг такой величины, что создал довольно сильное давление на сеть и замедлил движение. Обычно этого достаточно для отката ставок операторов вниз.

Однако облегчение от профицита вагонов грузоотправители почувствовали не в полной мере. В марте сеть плохо ехала, хотя и была не полностью загружена. Кроме того, на фоне мер по борьбе с пандемией коронавируса клиенты отправляли грузы неравномерно, что привело в итоге к сгущению вагонопотоков на наиболее востребованных направлениях. И движение застопорилось из-за брошенных поездов.

Причем в апреле ситуация, судя по опросам грузовладельцев, которые проводит журнал «РЖД-Партнер» в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», стала ухудшаться: появились дополнительные конвенции, в частности, в направлении Восточного полигона. По данным ОАО «РЖД», это связано с проведением массовых ремонтных работ по оздоровлению инфраструктуры ОАО «РЖД», расположенной в зоне, прилегающей к станциям Мариинск и Междуреченск. Так что к неурядицам, связанным с дисбалансом в местах погрузки и выгрузки, прибавились еще и ремонтные окна.
Все это не только замедлило динамику падения ставок операторов, но и развернуло их вверх. Поскольку до дешевых вагонов из-за заторов на сети удавалось добраться не всем клиентам, они были вынуждены брать под погрузку более дорогой подвижной состав. Например, по данным компаний, если в феврале 2020 года ставки аренды полувагона (действующие контракты) составляли 1100–1300 руб./сут., то в марте они могли подниматься и до величины в 1600 руб./сут., но могли и снижаться до 1000 руб./сут.
По данным ИПЕМ, ставки на предоставление полувагона в первый месяц весны 2020-го все-таки удержались на уровне ниже февраля. В целом опросы клиентов указывают на достаточно противоречивую картину. Разброс можно объяснить тем, что первая половина марта продемонстрировала всплеск погрузки, на фоне которой выросли и ставки на популярных направлениях. А вот конец марта оказался провальным под влиянием мер противодействия эпидемии коронавируса, что привело к охлаждению ставок – прежде всего у небольших операторов, заточенных на узкий круг клиентов. Многие предприятия приостановили работу. Высвободился и обслуживавший их парк. Его владельцы готовы были пристроить такие вагоны по довольно низким ценам.
Отреагировал на изменения и спотовый рынок. Судя по динамике индекса IPE на полувагоны на ЭТП «Грузовые перевозки» в феврале к январю в 2020 году ставки снизились на 4,1%, в марте к февралю – на 4,5%, а вот если брать апрель к марту, то рост уже составил 8%. Иными словами, ставки предоставления полувагонов на ЭТП ГП в апреле вернулись примерно на уровень января текущего года.

Однако индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520 по результатам сделок, совершенных на бирже вагонов, зафиксировал продолжающееся падение, которое составило 12%. Правда, оно отражает в значительной мере ситуацию с казахстанским парком, который оказался под сильным давлением из-за серьезного снижения спроса.
Делать дальнейшие прогнозы – дело неблагодарное, потому что неизвестно, как будет развиваться борьба с коронавирусом в мае – июне и стабилизируется ли ситуация на мировых нефтяных рынках. Однако можно предположить, что дальнейший откат ставок оперирования маловероятен. Скорее, стоит говорить об их стабилизации, даже несмотря на продолжающееся снижение погрузки.

Александр Солнцев

© All Right Reserved.

Made on
Tilda