Не секрет, что рынок находится в стадии перепроизводства, так как реальная потребность в новых полувагонах сейчас существенно ниже производственных планов заводов. Их средний профицит на сети в I квартале текущего года составляет 59 тыс. ед. В целом же здоровый профицит оценивается в 2% от общего парка полувагонов, или в 10–11 тыс. ед., как отметила директор по маркетингу ПАО «НПК ОВК» Нина Борисенко на транспортном форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт».
Также уже известно, что по итогам I квартала погрузка на сети РЖД снизилась на 3,8%. По оценке НПК ОВК, при наступлении сценария минус 3% погрузки на сети в текущем году спрос на полувагоны снизится на 16,5 тыс. ед. Пока же, как отмечают производители, на фоне рыночной ситуации и с учетом эффекта низкого рынка полувагоны нового поколения вновь стали преобладать в структуре реализации.
Кстати, стоит отметить, что экономическая эффективность эксплуатации инновационных вагонов обретает сейчас новое значение. Напомним, что ОАО «РЖД» и руководство Кузбасса договорились о том, в 2020 году грузоотправители предъявят к перевозке, а монополия обеспечит транспортировку не менее 53 млн т каменного угля на экспорт в восточном направлении и до 3,55 млн т – во внутрироссийском сообщении. Н. Борисенко отмечает: «Если 396,4 тыс. отправок типовых полувагонов заменить на отправки в вагонах на тележке 25 тс (грузится на 5,7 т больше), погрузка прирастет на 2,26 млн т». По ее словам, с учетом того, что погрузка на Восточном полигоне в прошлом году составила 52,2 млн т, вагоны на тележке 25 тс позволили бы в 2020-м перевезти 54,5 млн т без каких-либо мер по расширению инфраструктуры и превысить плановый показатель (53 млн т) на 2,8%.