Специальный проект журнала РЖД-Партнер

"Рынок подвижного состава: работа в новых условиях"
Производство вагонов – 2020: от большого количества к новому качеству
Прогнозы производителей по востребованности тех или иных вагонов в 2020 году совпадают с видением операторов: сокращение спроса на полувагоны, цистерны и платформы и рост по отдельным видам специализированного подвижного состава. Кроме того, похоже, что сложившийся профицит парка и снижение погрузки дают вагоностроителям шанс сконцентрироваться на разработке новых и усовершенствовании имеющихся моделей вагонов и технологий работы.
Не секрет, что рынок находится в стадии перепроизводства, так как реальная потребность в новых полувагонах сейчас существенно ниже производственных планов заводов. Их средний профицит на сети в I квартале текущего года составляет 59 тыс. ед. В целом же здоровый профицит оценивается в 2% от общего парка полувагонов, или в 10–11 тыс. ед., как отметила директор по маркетингу ПАО «НПК ОВК» Нина Борисенко на транспортном форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт».

Также уже известно, что по итогам I квартала погрузка на сети РЖД снизилась на 3,8%. По оценке НПК ОВК, при наступлении сценария минус 3% погрузки на сети в текущем году спрос на полувагоны снизится на 16,5 тыс. ед. Пока же, как отмечают производители, на фоне рыночной ситуации и с учетом эффекта низкого рынка полувагоны нового поколения вновь стали преобладать в структуре реализации.

Кстати, стоит отметить, что экономическая эффективность эксплуатации инновационных вагонов обретает сейчас новое значение. Напомним, что ОАО «РЖД» и руководство Кузбасса договорились о том, в 2020 году грузоотправители предъявят к перевозке, а монополия обеспечит транспортировку не менее 53 млн т каменного угля на экспорт в восточном направлении и до 3,55 млн т – во внутрироссийском сообщении. Н. Борисенко отмечает: «Если 396,4 тыс. отправок типовых полувагонов заменить на отправки в вагонах на тележке 25 тс (грузится на 5,7 т больше), погрузка прирастет на 2,26 млн т». По ее словам, с учетом того, что погрузка на Восточном полигоне в прошлом году составила 52,2 млн т, вагоны на тележке 25 тс позволили бы в 2020-м перевезти 54,5 млн т без каких-либо мер по расширению инфраструктуры и превысить плановый показатель (53 млн т) на 2,8%.
Кроме того, в последние годы перевозки по железной дороге нефти и нефтепродуктов снижались вследствие роста конкуренции со стороны трубопроводного транспорта. С учетом текущей ситуации и прогноза ОАО «РЖД» по сокращению погрузки массовое возобновление спроса на нефтебензиновые цистерны прогнозируется не ранее 2022 года, считает Н. Борисенко.
В то же время в текущем году планируется перевезти 6 млн TEU, в том числе 750 тыс. контейнеров, в транзитном сообщении. Однако часть спроса на новые фитинговые платформы в 2020–2022 гг. будет перенесена на 2023 год и далее из-за нестабильности на рынке контейнерных перевозок вследствие влияния пандемии коронавируса, а также перенасыщения рынка новыми платформами.
При этом сохранится спрос на хопперы. В текущем сельхозгоду потенциал экспорта оценивается в размере 45 млн т – исходя из урожая 121 млн т и прогноза потребления. Соответственно, под этот рост будет подстраиваться и инфраструктура перевозок. Ожидаемый спрос – порядка 2–3 тыс. ед. в год.
Помочь компаниям-операторам работать в это непростое время, по мнению производителей, должны новые решения в отечественном вагоностроении. Так, к примеру, АО «Омский завод транспортного машиностроения» (входит в «Уралвагонзавод») разработало инновационный рефрижераторный изотермический контейнер с машинным охлаждением и отоплением модели REFC40 КР40.000.00 при значениях температуры окружающего воздуха от -40°С до +50°С. Как рассказывает директор департамента развития гражданской продукции АО «Концерн «Уралвагонзавод» Андрей Абакумов, контейнер оборудован холодильно-нагревательной установкой, дистанционной системой мониторинга и управления работой оборудования по каналам GSM и ГЛОНАСС. Срок службы контейнера – 15 лет. Для справки: всего у российских собственников сегодня находится 5,2 тыс. рефконтейнеров.
Еще одним направлением, позволяющим изменить ситуацию на рынке, может стать ориентация на производство подвижного состава для сжиженного природного газа (СПГ). Завод АО «Уралкриомаш» в текущем году запланировал производство опытного образца новой модели контейнера-цистерны для СПГ в рамках НИОКР. На 2022–2030 гг. запланировано их серийное производство – порядка 48 ед. в год.

Участники рынка подчеркивают: в сложившихся условиях необходима выработка новых логистических цепочек, которые позволили бы ускорить доставку и снизить затраты грузоотправителей, а также максимальная контейнеризация и мультимодальность перевозок.
И здесь неплохим помощником может стать полуприцеп – боковой погрузчик контейнеров Steelbro. Как рассказывает заместитель директора по развитию ООО «Мора Трейдинг» Дмитрий Бавтрук, универсальный логистический инструмент позволяет снизить время и затраты на операции с контейнерами. Погрузка может осуществляться в любом месте. Максимальная грузоподъемность – 45 т. Одной из первых, кто подтвердил свои ожидания от БПК Steelbro в России, стала компания «УралХим».

Наталья Гусаченко

© All Right Reserved.

Made on
Tilda