Специальный проект журнала РЖД-Партнер

"Как транспортной отрасли пережить коронавирус?"

«Удалили» из офиса: как транспортники переживают самоизоляцию?
До объявления режима нерабочих дней в России только 42% работодателей были готовы полностью перевести весь штат сотрудников на дистанционную работу. Об этом свидетельствуют результаты исследования аналитического центра «Битрикс24». В то же время 20% работодателей вовсе не собирались переходить на дистанционную работу. При этом 61% компаний не планировали каким-то образом менять свои бизнес-процессы из-за распространения коронавируса.
По данным опроса сервиса поиска работы hh.ru, еще в середине марта, согласно опросу работодателей, 34% компаний не вводили никаких мер по борьбе с распространением коронавируса. Почти в 80% организаций уверены, что присутствие некоторых работников в офисах обязательно. И лишь 16% работодателей разрешили сотрудникам работать из дома. Исследователи провели также и опрос среди соискателей. Ответы респондентов показали даже более негативную картину: более 45% респондентов заявили, что их работодатель не предпринял никаких мер по борьбе с коронавирусом. При этом только 13% сотрудников имеют возможность работать из дома.

Однако принятые меры по введению режима самоизоляции (а в некоторых городах – и карантина) поставили компании перед необходимостью вносить корректировки в свои бизнес-процессы. В частности, освобождать офисы и настраивать удаленный доступ. Опрос ЦСР «Социально-экономические эффекты от «шоковых» событий начала 2020 года» показал, что 30% компаний заставили работников уйти в неоплачиваемый отпуск, а 16% перешли к увольнениям. Почти половина предприятий (49%) сообщили, что перевели работников на неполный рабочий день с сокращением зарплаты, свыше 20% компаний сократили зарплату сотрудникам, не изменив количество рабочих часов и 25% перевели работников на дистанционный режим работы с понижением зарплаты. Компаниям транспортной отрасли не пришлось полностью отказываться от работы «вне дома» в силу специфики перевозочного процесса. Однако и их коснулся хотя бы частичный перевод сотрудников на удаленную работу.
К примеру, для перехода на домашний режим работы сотрудников ОАО «РЖД» было создано более 74 тыс. удаленных рабочих мест по всей сети – это почти треть всех сотрудников компании, имеющих компьютеризированные рабочие места. В случае если компьютеры пользователей выходят из строя либо не соответствуют техническим требованиям, компания обещает предоставить сотрудникам соответствующую технику. Даже приблизительный уровень затрат на данное решение в РЖД затрудняются назвать.
Основной задачей в условиях «нерабочих дней» стало масштабирование IT-решений, которые в основном уже использовались в транспортных компаниях. «В течение нескольких дней наши IT-команды проделали грандиозную работу по обеспечению и развертыванию всех необходимых функций. Важным аспектом является поддержание высокого уровня безопасности и производительности системы, особенно в условиях удаленного подключения большого количества пользователей», – рассказал президент кластера Kuehne + Nagel Россия и страны СНГ Перри Нойманн (офисные сотрудники компании были переведены на удаленную работу).
Он отметил, что сложность в данной ситуации заключается в скорости установки оборудования с учетом необходимости наличия персональных компьютеров (не ноутбуков) и принтеров в «домашних офисах».

Значительным подспорьем для работающих в этой сфере компаний стало бы дальнейшее развитие юридически значимого электронного документооборота. «Ввиду требований законодательства нашей отрасли все еще приходится работать с различными документами в оригиналах с подписями и печатями, а для этого требуется их физическая обработка, что предполагает обязательное присутствие оперативных команд в офисах на местах», – поясняет П. Нойманн.
В новых условиях также поменялись принципы работы с контрагентами и клиентами. «Мы полностью перешли на бесконтактные отношения, сведя до нуля физическое взаимодействие. Сейчас все общение идет через электронную переписку, документы отправляем почтой и курьерами, – рассказал вице-президент ГК «Аривист» Евгений Кошкаров. – Бывают ситуации, когда невозможно обойтись без живых переговоров. Соответственно сейчас мы их проводим в режиме видеоконференции. Так как у нас широкая филиальная сеть, мы уже несколько лет активно проводим совещания с другими городами в режиме онлайн, а сейчас внедрили этот формат в переговоры с клиентами».
.
Несмотря на то, что логистическая отрасль в России из-за законодательства все еще зависима от бумажного документооборота, большинство повседневных задач можно осуществлять удаленно. Многие компании отмечают, что производительность работы в таких условиях не снизилась. Так, руководитель московского представительства «Канавара Групп» Александр Пашута заявил, что компания подготовилась к режиму удаленной работы и на качестве предоставляемых услуг это точно не отразится. «С каждым руководителем подразделений компании налажен видеоконтакт, у сотрудников дома есть все необходимое, чтобы трудиться на благо клиентов (почта, мобильная связь, CRM-система и прочие инструменты)», – добавил он.

П. Нойманн также считает, что работа офисных сотрудников, имеющих в своем распоряжении современные решения для доступа к локальной сети и системам, оказывается в равной степени эффективной в удаленном режиме, и взаимодействие в этих условиях остается не менее интенсивным и частым. «На начальном этапе основной проблемой был стабильный удаленный доступ к сети и системам компании в условиях использования VPN и резкого роста количества пользователей. Но если сравнивать, например, с двумя предыдущими месяцами, то особой разницы в выполнении повседневных бизнес-задач не отмечается», – рассказал П. Нойманн.
Однако существуют определенные операции, например, на складах, требующие выполнения физических работ непосредственно на объектах. Одной из сложностей для транспортных компаний стало повышение уровня эпидемиологической защиты сотрудников, которые не могут выполнять свои обязанности из дома.
Так, к примеру, как перевозчик товаров первой необходимости и непрерывно действующая организация «Деловые линии» продолжают работать в полном объеме. «Ежедневно мы обслуживаем тысячи клиентов как на терминалах, так и при адресной доставке. Чтобы не допустить распространения вируса среди наших сотрудников и клиентов, мы усилили санитарные меры – дезинфицируем помещения терминалов и автомобили, выдаем маски и антисептики для рук, проводим дополнительный медицинский осмотр водителей и сотрудников терминалов с измерением температуры тела и фиксацией других признаков заболевания. Если у работников обнаружены симптомы простуды и гриппа, они направляются в медучреждения. Также все сотрудники группы компаний, которые возвращаются из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, в обязательном порядке самоизолируются на положенные по законодательству 14 дней», – рассказали в пресс-службе транспортной компании.
Коммерческий директор ZонаDискомфорта.ru Юрий Матвеев подчеркнул, что те, компании, которые сегодня медлят с внедрением принципов удаленной работы, быстро потеряют своих клиентов. «Нынешнюю ситуацию уже окрестили черным лебедем. Но отличительной чертой всех черных лебедей является их непредсказуемость, а появление вируса, подобного COVID-19, предсказывали уже давно, и это одна из причин, почему в США почти 75% всех компаний полностью или частично перешли на облачные технологии. Мы в России оказались не готовы к этому. Мы знали, что у сотрудников не всегда есть возможность добраться до нужного файла на компьютере. Но раньше всегда справлялись: подстрахуют коллеги на работе или клиент согласится подождать. И вот впервые российский бизнес столкнулся с тем, что ждать придется 5 недель. Клиенты не готовы к этому, поэтому они выбирают тех, кто был готов к удаленной работе, пусть даже это будет первый опыт», – рассказывает Ю. Матвеев.

Однако эксперт настаивает, что мало просто отправить сотрудников по домам – необходимо заново наладить бизнес-процессы, спланировать отчетность, планерки и график работы, закупить программы для видеосвязи, возможно, наконец начать работать в CRM, а не в таблицах. Помимо того, руководитель должен позаботиться о безопасности. Если облачный сервер защищен, то компьютер младшего сына, с которого сотрудник подключается во время изоляции, скорее всего, нуждается в глубокой проверке и защите. Таким образом, коронавирус и вынужденная изоляция могут стать тем катализатором, который нужен бизнесу, чтобы сделать необходимый апгрейд и обогнать более медлительных конкурентов, при этом обезопасив сотрудников.

Юлия Чернышевская

«На текущий момент самое основное влияние коронавируса – это переход на другой формат бизнес-процессов, то есть работа на удаленке. Это влечет за собой перестройку определенных взаимодействий и коммуникаций. Благо сейчас есть IT-решения, которые позволяют максимально комфортно следить за тем, чтобы бизнес-процессы не выпадали из привычного ритма. Есть инструменты, которые позволяют контролировать удаленно рабочее время сотрудника, его активность на компьютере. Мы также используем виртуальный аудиоофис. Там мы сымитировали офисное пространство: можем заходить друг к другу в кабинеты и задавать какие-то вопросы, все на связи».

Ренат Усманов, основатель и директор по стратегии логистического агрегатора «Союзгруз»
«Развитие внутрикорпоративных информационных технологий, в которые мы инвестировали ранее, дало возможность ГК «Аривист» перевести часть офиса на дистанционный режим работы без ущерба для эффективности. Сейчас на удаленке работают более 80% сотрудников. Всех перевести на такой режим в нашей отрасли невозможно, так как часть специалистов работают непосредственно с грузом и им необходимо быть на своих рабочих местах на грузовых терминалах.
На данный момент ежедневный мониторинг говорит, что эффективность компании не изменилась. А в некоторых областях даже выросла – например, одна из компаний нашей группы, занимающаяся разработкой IT-продуктов, показывает повышенные результаты.
Переход сотрудников на работу из дома для нас не стал мучительным, так как теоретически мы были к этому готовы. У нас уже был опыт перевода нескольких сотрудников на удаленную работу из других городов без изменения функционала и обязанностей. Так что сейчас мы смогли протестировать возможность удаленной работы в массовом объеме, а не на единичных случаях, как раньше».

Евгений Кошкаров, вице-президент ГК «Аривист»
«Возможность удаленной работы у нас была предусмотрена и раньше. В основном ее использовали IT-специалисты и те сотрудники регионального департамента, которые нередко выезжают в командировки. Другое дело, что в середине марта мы получили новый опыт по переводу на удаленную работу основной части наших офисных сотрудников. За 3 дня мы перевели на удаленку более 500 сотрудников (всего в «Байкал-Сервисе» работает около 3 тыс. человек). Это не только разработчики и программисты, но и бухгалтеры, экономисты, логисты, менеджеры, маркетологи, операторы-консультанты и т. д.
Поскольку практически все крупные вендоры, которые предоставляют инструментарий для совместной работы, сделали на время эпидемии свои сервисы бесплатными или условно бесплатными, то мы воспользовались таким предложением. Нам предоставили безграничное количество лицензий для удаленного доступа на несколько месяцев. Мы масштабировали решения для организации удаленного доступа, использовали VPN, OWA, RDP и AnyConnect. Многие пользователи переключились на мобильные версии Outlook и Skype for Business.
Дополнительно закупать оборудование нам не пришлось. Если у сотрудника не было дома подходящего компьютера, он забирал рабочий. Если говорить о сложностях перехода на удаленную работу, то, на мой взгляд, сложность могла быть одна – это общая загруженность интернет-ресурсов. Поскольку незадолго до всех этих событий наши решения были масштабированы, мы увеличили наши мощности и не почувствовали каких-то затруднений ни с каналами связи, ни с оборудованием».

Алексей Фокин, директор департамента информационных технологий ООО «Байкал-Сервис ТК»
«Наши бизнес-процессы практически не изменились. Правда, часть планерок и встреч теперь проходит в телефонном режиме. Максимально возможное количество сотрудников третью неделю работают из дома, активнее используется CRM-система, соблюдается отчетность.
На качество работы переход на удаленку не повлиял. В некотором смысле эффективность даже выросла: сотрудники не тратят время на дорогу, быстрее обедают. Фактически получается больше чистого рабочего времени – и люди успевают выполнить больше задач.
Работники склада, водители и курьеры вынуждены работать в прежнем режиме. Мы оказываем им поддержку, ежедневно выдаем индивидуальные маски и антисептические средства. Несколько раз в день у них измеряется температура, а при любых признаках недомогания они отправляются домой».

Елена Шутюк, коммерческий директор логистической компании IML

© All Right Reserved.

Made on
Tilda