Из-за мер борьбы с пандемией коронавируса, как отметил главный аналитик по судоходству BIMCO Питер Санд, суммарные потери морских перевозок из стран АТР в ЕС и США способны привести к минусу по итогам текущего года на 10%, что эквивалентно 17 млн TEU.
То, что коронавирус уже нанес чувствительный удар по судоходной отрасли и глобальной системе поставок, был вынужден признать и генеральный секретарь Международной морской организации (IMO) Китак Лим. По его словам, пострадали многие транспортные узлы: порты оказались закрыты, судам соответственно было отказано в заходе.
Морской флот оказался крайним
В основном запреты коснулись пассажирских лайнеров. Однако пострадали и глобальные морские операторы. Во-первых, из-за коронавируса целый ряд государств, расположенных вдоль евро-азиатских маршрутов, временно закрыли свои внешние границы для иностранных граждан. Это привело к задержкам в движении торгового флота, связанным с ротацией экипажей.
Во-вторых, простои образовались из-за сбоев в логистике. Грузоотправители столкнулись с задержками в получении информации о том, где находится груз и оплачен ли фрахт: часть агентов не смогли прийти в офис, а при дистанционной работе из-за пандемии периодически возникали накладки. Это же можно сказать и о банковских платежах: то не работали банки, то отсутствовала информация об оплате по инвойсам. Грузы оставались на складах, их не удавалось вовремя доставить к причалам.
Если трамповые судовладельцы и соглашались ждать, то операторы контейнерных линий такую роскошь себе позволить не могли. Неразбериха привела к тому, что компании на линиях страны АТР – ЕС отменили значительное количество рейсов.
«Нам приходилось перебронировать контейнерные перевозки на более поздние даты, на действующие морские ротации», – рассказал директор компании AGGL Камран Алескеров. А в Maersk сообщили, что с конца января отменили более 50 рейсов из китайских портов. Аналогично поступили и другие крупные игроки. А по оценкам Moody's, общее количество судозаходов в порты Шанхай и Яншань сократилось на 17%.