Специальный проект журнала РЖД-Партнер

"Как транспортной отрасли пережить коронавирус?"

Автоперевозки снизили скорость
Опросы автоперевозчиков свидетельствуют о том, что кризис отрасли в связи с мерами борьбы с эпидемией коронавируса в РФ может оказаться затяжным. В целом грузы по трассам страны едут, но суммарные объемы перевозок снизились, а главное – отправки партий происходят крайне неравномерно. Часть предприятий перерабатывающей промышленности в конце марта приостановили свою деятельность, а значит, отгрузка осуществляется только в тех объемах, которые имеются на складах.
Падение доходов привело к финансовой неустойчивости небольших компаний. Ситуация остается терпимой потому, что крупные банки и лизинговые компании предоставляют возможность отсрочек платежей своим давним партнерам. Лояльность проявляют и автозаправки.

Последние, кстати, отнюдь не альтруисты. Просто падение цен на нефть привело к тому, что на международных маршрутах фуры стали активнее заправляться в соседних странах, где бензин подешевел. В РФ этого не наблюдается: по состоянию на конец марта, по оценкам Reuters, отечественный бензин превосходил в цене европейский минимум на 6–8 тыс. руб./т. В США в переводе на рубли в некоторых штатах стоимость топлива опустилась вообще до 12 руб. за литр.

Появились данные о том, что бензин стали импортировать в РФ, на что немедленно отреагировали в правительстве: принято решение ограничить импорт автомобильного топлива в страну из-за возможного дисбаланса на внутреннем рынке. С такой инициативой выступило Минэнерго, а вице-премьер РФ Юрий Борисов его поддержал. Ожидается, что запрет начнет действовать уже в апреле и продлится до сентября 2020 года, то есть в период прогнозируемо невысоких цен на нефть. Правда, пока официально принятое решение не оформлено законодательно.

Сквозь тернии вируса – в Европу

На рынке международных автоперевозок ситуация во многом определялась событиями, происходящими в странах Европейского союза. Ее достаточно подробно охарактеризовали в Международном союзе автомобильного транспорта (IRU): правительства ЕС борются с коронавирусом несогласованно, что приводит к сбоям в обеспечении непрерывного движения товаров и мобильности автоперевозок.
Одна из проблем – водители, возвращающиеся из международных поездок, часто подвергаются принудительному 14-дневному карантину, даже если у них нет симптомов, хотя эти меры могут быть заменены доступом к бесплатным инструментам тестирования и гигиены. Некоторые государства полностью закрыли свои границы для автоперевозок, а некоторые – для тех машин, водители которых из определенных стран (в том числе из РФ), независимо от того, откуда прибыл грузовик. Это привело к скоплению фур на ряде европейских направлений.
Правда, сейчас в ЕС выпустили руководящие принципы по созданию зеленых скоростных полос для грузовых автомобилей, а некоторые страны вообще отменяют ограничения на доставку грузов. Однако подобные меры удалось реализовать пока только на отдельных направлениях. Их необходимо масштабировать, считает генеральный секретарь IRU Умберто де Претто.
По указанным причинам на Северо-Западе РФ зафиксирована просадка на европейском направлении. Вице-президент ТК «ДСВ Транспорт» Леонид Степанюк подтвердил, что снижение объемов перевозок обусловлено непростой ситуацией, сложившейся в Евросоюзе. На границах формальные процедуры занимают больше времени, чем обычно. О рисках очередей на границе рассказали и в АСМАП.

Кроме того, снизилась конкурентоспособность российских перевозчиков из-за подешевевшего топлива и санитарных барьеров на дорогах ЕС. Их начали вытеснять игроки из ближнего зарубежья.
Перегруз на китайском направлении

«Из-за коронавируса в январе – феврале текущего года фуры довольно часто простаивали в Китае, груз оставался на складах – и это приводило к расходам, которые клиенты транспортных компаний, естественно, оказались не готовы нести, сообщил генеральный директор Fans Trans, члена ACEX в Китае Кен Хуай.
В середине марта ситуация начала улучшаться. Только очереди периодически продолжали образовываться, но уже по другой причине: предприятия начали восстанавливать работу, что привело к сгущениям в движении автотранспорта. Этот тренд сохранялся и в начале апреля.

Например, очередь из грузовиков с российскими водителями скопилась в КНР у границы с Приморьем (МАПП Пограничный). Китайская сторона оказалась между двух огней: с одной стороны, от контролеров требовалось соблюдать усиленные санитарные меры, а с другой – власти Поднебесной настаивали на ускоренном вывозе товаров в Россию.

В итоге для экспорта и транзита в РФ китайская сторона открыла зеленый коридор. «Однако таможенники КНР смогли выпустить ровно столько грузовиков, сколько смогла оформить российская таможня», – пояснили в генконсульстве Китая.

Проблема усугубилась из-за того, что подходы к погранпереходу были забиты еще и пассажирскими машинами. Аналогичная ситуация сложилась и на ряде других направлений. В результате 6–8 апреля в КНР пришлось притормозить автомобильные потоки, чтобы снизить санитарные риски.
Тормозные пробеги

На внутренних автомобильных маршрутах грузооборот в 2020 году рос ускоренными темпами. Март внес сумятицу в статистику: динамика грузооборота по стране сложилась неравномерной. В Сибири, например, перевозки резко снизились, а на подходах к Москве и Санкт-Петербургу, наоборот, возросли.

В среднем в марте традиционно отмечается заметное увеличение объемов перевозок по сравнению с февралем. Однако, по оценкам экспертов, в текущем году грузооборот остался почти на уровне февраля.

Это означает, что по итогам месяца данный показатель все-таки вырос. Но последняя неделя для отрасли оказалась настолько провальной, что это, кстати, привело еще и к заметному снижению ставок на спотовые перевозки (за исключением центра РФ).

Рынок в конце марта оказался под давлением профицита подвижного состава в регионах – без работы остался парк, который обслуживал приостановленные промышленные предприятия из-за мер по борьбе с коронавирусом в конце марта. Ехал в этот период преимущественно ритейл и потребительский сектор интернет-торговли, отметили в АСМАП.
Под влиянием сложившегося тренда потребительские склады в двух столицах быстро переполнились – и логистика перевозок изменилась: скажем, из Москвы в Сибирь груз был, а в обратном направлении – уже нет. Это резко увеличило порожний пробег машин, сбило традиционные цепочки поставок и ухудшило финансы автоперевозчиков.
Усилились на внутренних маршрутах и риски неплатежей. Предоплата на автотранспорте практиковалась только при долгосрочных контрактах с якорными клиентами. «Неплатежи, как я полагаю, могут ударить по бизнесу даже сильнее пандемии», – отметил владелец компании «ЛидерТранс» Михаил Устюжанин.

В регионах заметно сократились перевозки стройматериалов, металлоизделий, промышленного оборудования, а также ряда других номенклатур, поделились своими наблюдениями в Южной логистической компании. При этом увеличилась доля товаров первой необходимости, добавил руководитель отдела логистики ТК «СпецАвтоТранс» Роман Жалнин. Сохранились объемы перевозок только у предприятий непрерывного цикла.

Те, кто не сумел вписаться в изменившуюся логистику, вынуждены были поставить часть свое автопарка на прикол. На это также повлияло и усиление контроля на дорогах: на подъездах к городам появились передвижные посты ДПС. У каждого субъекта РФ могут быть свои указания: где-то выясняют, не посещали ли водители зарубежные страны, медики могут измерять температуру, инспекторы – проверять документы на груз. Формальных ограничений на передвижение грузов нет, но время в пути увеличивается.

Александр Солнцев

© All Right Reserved.

Made on
Tilda