Падение доходов привело к финансовой неустойчивости небольших компаний. Ситуация остается терпимой потому, что крупные банки и лизинговые компании предоставляют возможность отсрочек платежей своим давним партнерам. Лояльность проявляют и автозаправки.
Последние, кстати, отнюдь не альтруисты. Просто падение цен на нефть привело к тому, что на международных маршрутах фуры стали активнее заправляться в соседних странах, где бензин подешевел. В РФ этого не наблюдается: по состоянию на конец марта, по оценкам Reuters, отечественный бензин превосходил в цене европейский минимум на 6–8 тыс. руб./т. В США в переводе на рубли в некоторых штатах стоимость топлива опустилась вообще до 12 руб. за литр.
Появились данные о том, что бензин стали импортировать в РФ, на что немедленно отреагировали в правительстве: принято решение ограничить импорт автомобильного топлива в страну из-за возможного дисбаланса на внутреннем рынке. С такой инициативой выступило Минэнерго, а вице-премьер РФ Юрий Борисов его поддержал. Ожидается, что запрет начнет действовать уже в апреле и продлится до сентября 2020 года, то есть в период прогнозируемо невысоких цен на нефть. Правда, пока официально принятое решение не оформлено законодательно.
Сквозь тернии вируса – в Европу
На рынке международных автоперевозок ситуация во многом определялась событиями, происходящими в странах Европейского союза. Ее достаточно подробно охарактеризовали в Международном союзе автомобильного транспорта (IRU): правительства ЕС борются с коронавирусом несогласованно, что приводит к сбоям в обеспечении непрерывного движения товаров и мобильности автоперевозок.