Специальный проект журнала РЖД-Партнер

"Как транспортной отрасли пережить коронавирус?"

Вирус оставил вокзалы пустыми
В марте 2020 года РЖД потеряли 13,4% своих пассажиров. В дальнем следовании перевозки упали на 20%. Казалось бы, эти потери холдинг переживет не так болезненно, как падение погрузки. Однако в марте еще не вступил в силу фактор полноценного карантина (а не добровольной самоизоляции).
в расписание уже 201 поезда внутреннего сообщенияПо данным ОАО «РЖД», в марте всего было перевезено 84,2 млн пассажиров, из них в пригородном сообщении отправлено 77,7 млн (-12,5%), а в дальнем следовании – 6,5 млн (-19,9%). Пассажирооборот составил 7,1 млрд пасс.-км, что на 18,3% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. За падением пассажиропотока последовало и резкое сокращение доходов. Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук добавляет, что, например, в пассажирском сегменте пригородных перевозок в Московском регионе снижение зафиксировано на уровне 85% пассажиропотока с соответствующим снижением выручки.

Падение отмечают практически на каждой железной дороге. Перевозки пассажиров в дальнем следовании на Юго-Восточной магистрали снизились на 23%, Октябрьская потеряла 22%. На Красноярской железной дороге перевозки упали на 19,7%, Московской – на 18%, Западно-Сибирской – на 17%. Страдают и столичные проекты: по Московскому центральному кольцу перевезено около 11 млн пассажиров, что на 6,9% меньше, чем в марте 2019 года.
Подобная статистика вынужденно привела холдинг к отмене ряда поездов. Списав все на заботу о здоровье пассажиров, ОАО «РЖД» внесло изменения в расписание уже 201 поездов внутреннего сообщения. Все международные отправления отменены из-за закрытия границ.

Как отмечают в пресс-службе ОАО «РЖД», корректировка графика курсирования поездов связана с отсутствием возможности у пассажиров планировать и организовывать свои путешествия на фоне неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Холдинг зафиксировал значительное снижение загрузки поездов дальнего следования, включая поезда «Сапсан». Так, заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов сообщил, что падение перевозок пассажиров к уровню прошлого года составляет около 80%.

Возврат проездных документов с датой поездки, приходящейся на апрель, в 5 раз выше прошлого года, а на май – более чем в 3 раза. Количество проданных билетов на апрель составляет менее 40%, на май – менее 60% от уровня 2019-го. Чтобы повысить спрос, РЖД даже увеличили сроки возврата проездных документов, купленных по невозвратному тарифу, но и это не сильно помогло преодолеть страх, что в силу вводимых ограничений после отъезда пассажир просто не сможет вернуться в родной город.

Движение значительной части поездов было сокращено на 50% и более (отправления, которые были ежедневными, теперь будут осуществляться только по определенным дням месяца). Больше всего изменений претерпела сетка отправлений из Москвы (7 поездов со станцией отправления или назначения в Москве были отменены бессрочно, еще для 42 поездов сократилось количество отправлений). Существенно сокращено движение между Санкт-Петербургом и Москвой. Помимо изменений в графике движения «Сапсанов» (теперь ежедневно между городами будет курсировать только 4 пары поездов), отменено или скорректировано движение 10 поездов, среди них № 3/4 («Экспресс»), № 25/26 («Смена – А. Бетанкур») и др.
Изменения в расписании распространяются не только на период «нерабочих» дней в апреле. Часть рейсов отменена для сокращения междугороднего перемещения в период майских праздников. К примеру, поезд № 224 Смоленск – Москва отменяется отправлением из Москвы и Смоленска только 5 и 11 мая, а поезд № 211/212 Москва – Минск – Смоленск отменяется отправлением из Москвы 8 мая, из Минска – 10 мая. Кроме того, отмена коснулась июньских рейсов из курортных регионов. В частности, 17 отправлений поезда № 479/480 Санкт-Петербург – Сухум отменяются из Санкт-Петербурга с 25 мая по 21 июня. А поезд № 457/458 Челябинск – Анапа отменяется из Челябинска с 27 мая (кроме 29 мая и 12 июня), из Анапы – с 30 мая (кроме 2 и 15 июня).

Как уточняют в компании, решение о корректировке расписания принимается в случае существования дублирующих поездов и если спрос на поездки составляет менее 25% от общего количества предложенных мест. Такая полумера сохранила убыточные рейсы до непопулярных станций назначения, что только усилило нагрузку на кошелек холдинга.

Решения об отмене движения принимают и частные пассажирские компании. Крупнейший частный оператор пассажирских вагонов – «ТрансКлассСервис» (ТКС) – и компания «Тверской экспресс», эксплуатирующая поезд «Мегаполис», курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом, прекращают перевозку пассажиров до 1 мая.

«Гранд Сервис Экспресс» пока держится, но выезжает только на «Таврии», поезд № 169/170 Москва – Санкт-Петербург – Москва отменен. В пресс-службе компании сообщили, что также отмечают снижение пассажиропотока. На текущий момент ограничений и изменений в графики движения поездов в Крым не вводилось, поезда «Таврия» курсируют по расписанию, однако в компании рассматривается возможность изменения схемы движения поездов, добавили в пресс-службе. Вполне вероятно, что развитие железнодорожного сообщения на полуострове сильно отстанет от графика: в Крыму из-за пандемии уже отменили запуск новых электричек по маршрутам Керчь – Симферополь и Севастополь – Евпатория. Кроме того, отложено продление маршрута Анапа – Керчь до Феодосии.
Увеличились расходы и на обязательную дезинфекцию: все поезда дальнего следования после каждого рейса проходят в депо обязательную обработку с применением обеззараживающих моющих средств. Не прошедший такую дезинфекцию поезд не может отправиться в рейс. Ежедневно сотрудники ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» дезинфицируют порядка 1,9 тыс. вагонов поездов дальнего следования. Особое внимание уделяется зонам и предметам интерьера, с которыми могут контактировать пассажиры, – дверям, ручкам, поручням, столикам, поверхности стен.
В последнее время меры становятся более глобальными: внутри вагонов планируется максимально увеличить расстояние между пассажирами, о чем заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. Продажа билетов на «прореженные» поезда уже идет. В частности, в вагоны купейной категории в одно купе будут продавать по два места вместо четырех. В 2 раза планируется уменьшить вместимость и плацкартных вагонов, на боковые места теперь будут продавать только нижние полки, а в купе смогут ехать только два пассажира вместо четырех. Такая схема продаж будет действовать до 30 апреля.

Однако эксперты полагают, что РЖД необходимо начать разграничивать пассажиропотоки и внутри вокзалов, ведь пассажиропоток значительно превышает вместительность залов ожидания, что приводит к несоблюдению дистанции между пассажирами. В частности, на наиболее радикальные меры уже пошли в Башкирии, где на вокзал Уфы пускают только граждан с уже приобретенными проездными документами и тех, кто планирует их приобрести. Встречающих и провожающих же просят ожидать за пределами вокзального комплекса.

Как отмечает президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин, внешнее негативное давление оказывает сильное влияние на работоспособность компании. Затраты на текущее содержание инфраструктуры при снижении объемов не снижаются, и монополия обязана их нести в условиях серьезного сокращения издержек.
Чтобы скомпенсировать затраты, правлением ОАО «РЖД» было принято решение о переходе на неполный рабочий день, которое, скорее всего, коснется практически всех сотрудников. Для компании это не новая мера, а опыт 2008–2009 гг., когда также наблюдались кризисные явления в экономике и падение перевозок. Тогда президент ОАО «РЖД» и глава Роспрофжела открыто выступили перед коллективом компании и объяснили, что этот шаг в первую очередь направлен на сохранение персонала. Альтернатива данной мере – сокращение штатов более чем на 10%. Тогда железнодорожники выбрали вариант сокращения фонда оплаты труда.

Для многих изменения произошли и в самом процессе работы. По словам главы ОАО «РЖД» Олега Белозерова, более 93 тыс. сотрудников компании сегодня работают в удаленном режиме.

Конечно, выйти из кризиса холдинг-гигант сможет, в этом эксперты не сомневаются, особенно если освободившиеся востребованные мощности инфраструктуры будут переведены под грузовые перевозки, что позволит частично компенсировать потери в пассажирском сегменте. Отмена на сети ряда пассажирских направлений, например Владивосток – Хабаровск, туристических по Транссибу, а также снижение регулярности отправлений приведут к увеличению технологических окон, которые можно использовать для интенсификации работ по модернизации полотна, считает эксперт центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Кирилл Никода. Союз операторов железнодорожного транспорта уже предложил ОАО «РЖД» в связи с вынужденной отменой пассажирских поездов активизировать грузовые перевозки на восточном направлении.

Однако о повышении качества обслуживания пассажиров на какое-то время, вполне вероятно, придется забыть. Всем подразделениям холдинга придется затянуть пояса, а значит, на неопределенный период пассажироориентированные инициативы будут ограничиваться мерами по предотвращению распространения коронавируса.

Юлия Чернышевская
Фото: Алексей Петров

© All Right Reserved.

Made on
Tilda