Изменение логистических цепочек
Изменение ситуации в ближайшем месяце прогнозирует управляющий биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде. «Можно предположить, что в марте как ритейлеры, так и покупатели создавали максимальные запасы, ожидая повышения цен и опасаясь проблем с поставками в условиях вероятного карантина. В апреле эти тенденции, скорее всего, сменятся на противоположные. Может произойти снижение количества перевозок – как из-за уменьшения спроса, так и из-за проблем, связанных с карантинными мерами», – говорит он.
На фоне падения покупательной способности населения и, как следствие, существенного снижения спроса логистическим компаниям придется переструктурировать характер свой работы. По мнению М. Акимова, компании из сферы электронной коммерции и доставки – Wildberries, «Яндекс» и т. д. – снизят свою прибыль и сам характер заказов, что приведет к изменению цепочек. Выручка «Почты России» в этом году может снизиться на 18–30 млрд руб., по ее прогнозу.
Ко второй волне кризиса готовится и складская логистика. Из-за закрытия офлайн-магазинов растет нагрузка не только на помещения, но и на грузовой транспорт, утверждает генеральный директор Generix Group Vostok Жислан Ватело. Ритейл-сети, крупные международные 3PL-операторы и производители продуктов питания, которые снабжают население необходимыми товарами, во время карантина не только продолжают свою работу, но и переживают периоды пиковой нагрузки на логистическую инфраструктуру.
Как поделился руководитель московского представительства компании «Канавара Групп» Александр Пашута, таможенные структуры работают и на их собственный таможенный терминал грузы приходят в обычном режиме. «Взаимодействие с ОАО «РЖД» пока не изменилось. Грузы идут – медленнее, но идут. Процесс замедлился из-за адекватных мер на пограничных пунктах для предотвращения распространения вируса. Вопрос только в объемах поставок, насколько они будут держаться», – говорит он, добавляя, что логистический рынок однозначно просядет на какой-то период.
Из-за снижения спроса логистическим операторам, продолжающим работать во время эпидемии коронавируса, уже приходится снижать цены на перевозку промышленных грузов по всей России. Или, к примеру, запускать бесплатную доставку груза от адреса для клиентов из небольших городов.
Все участники отрасли сходятся в одном: на сегодняшний день нельзя дать развернутый и исчерпывающий ответ на вопрос, как ситуация с распространением коронавируса и принимаемыми мерами защиты населения повлияет на отрасль, так как еще не пройден пик эпидемии. Но уже очевидно, что в выигрыше останутся те, кто ранее внедрил системы управления цепью поставок, пусть даже в отдельных звеньях, автоматизировал те или иные процессы и нацелен на существенную цифровизацию процессов.
Наталья Гусаченко
Фото: Пресс-центр ОАО "РЖД"