Специальный проект журнала РЖД-Партнер

"Как транспортной отрасли пережить коронавирус?"

Грузовая пандемия: спад погрузки или новый толчок к развитию?
Март 2020 года стал для российской экономики настоящим испытанием: сокращение спроса на товары и услуги в разы, приостановка деятельности ряда предприятий, невозможность покрывать операционные издержки, угроза закрытия и банкротства, прогнозируемый рост безработицы.
По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), промышленное производство в России в марте сократилось на 1,2%. Официально нерабочий апрель грозит еще большим снижением среднесуточной экономической активности России, объемов производства и доходов населения.
Промышленное снижение

Значительное влияние на работу промышленности, помимо коронавируса, оказал обвал мировых финансовых рынков 9 марта в результате невозможности участников сделки ОПЕК+ договориться о дополнительном сокращении добычи нефти. Как результат – цена на нефть стала падать, доллар укрепляться. Железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов в марте сократились до 20 млн т, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период 2019-го.

На днях страны – участницы ОПЕК+ и G20 договорились о стабилизации нефтяного рынка, который оказался на грани коллапса из-за пандемии коронавируса и катастрофического падения спроса на нефть. Речь идет о сокращении мировых поставок на 15%.

С учетом ситуации с нефтью и приостановкой ряда заводов и предприятий Минэнерго России представило стресс-сценарий снижения спроса на энергоресурсы. Среди потенциальных вызовов и рисков министр энергетики РФ Александр Новак выделил стремительное развитие технологий, которые меняют облик и структуру энергетики, глобализацию мирового рынка энергоносителей, рост конкуренции, в особенности увеличение добычи сланцевого газа и нефти, рост производства и торговли СПГ, ужесточение неконкурентных методов экономической борьбы – ограничительные меры и санкции.
6 апреля министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров направил письмо в адрес высших должностных лиц субъектов Федерации, в котором отмечал необходимость обеспечения бесперебойной работы промышленных предприятий, организаций торговли и сферы услуг, в том числе в нерабочий апрель.
Вслед за этим руководители четырех крупнейших объединений предпринимателей России – Торгово-промышленной палаты РФ, РСПП, «Деловой России» и «ОПОРЫ России» – обратились к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой поддержать отечественный бизнес. А именно – признать пострадавшими от коронавируса предприятия всех сфер экономической деятельности с возможным формированием разных групп мер поддержки в зависимости от специфики конкретного сектора экономики или региона. В качестве дополнительных мер авторы письма предложили стимулирование спроса, в том числе через ускоренное размещение госзаказа, инвестпрограммы госкомпаний, снижение фискальной нагрузки, обеспечение доступа к внешнему финансированию (в частности, смягчение нормативов по резервированию для банков, право не учитывать результаты переоценки залогов при падении их стоимости), докапитализацию наиболее эффективных институтов развития и т. д.

На недавней онлайн-конференции владелец холдинга AEON Corporation Роман Троценко спрогнозировал, что 30% бизнеса прекратят свое существование. А гендиректор «Почты России» Максим Акимов главной угрозой для бизнеса называет распад производственных цепочек. Крупному бизнесу придется пересматривать модель распределения.

Еще одной главной негативной тенденцией в промышленности в марте стало снижение погрузки на железнодорожном транспорте и энергопотребления. Последнее в том числе связано с более высокой температурой воздуха. В частности, в марте, по данным АО «СО ЕЭС», потребление электроэнергии в целом по России составило 95,1 млрд кВт•ч, что на 1,5% меньше аналогичного показателя прошлого года.
Перенаправление потоков на сети РЖД

Из-за падения спроса на пассажирские перевозки на фоне коронавируса ОАО «РЖД» отменило часть поездов внутри страны, в том числе сократило курсирование поездов «Сапсан». Железнодорожные грузоперевозки не были приостановлены и официально ведутся в обычном режиме. Но снижение активности российской экономики оказало свое влияние на объемы погрузки и грузооборота.

В марте погрузка на сети составила 106,6 млн т, что на 5,5% меньше марта 2019-го. За 3 месяца погрузка каменного угля снизилась на 10,2%. Грузооборот с начала года снизился на 4,7%, составив 621,5 млрд тарифных т-км.
Пик спада погрузки, как утверждает заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук, еще впереди, так как только к концу марта началась волна приостановки деятельности предприятий и существенное сокращение спроса на транспортировку грузов.
Пик спада погрузки, как утверждает заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук, еще впереди, так как только к концу марта началась волна приостановки деятельности предприятий и существенное сокращение спроса на транспортировку грузов.
Повышенный спрос на продукты питания, во-первых, привел к росту перевозки продовольственных товаров в контейнерах. Так, к примеру, со станций Владивостокского территориального управления контейнерная погрузка рыбных консервов выросла в 15 раз. Перевозки продовольственной продукции на Юго-Восточной железной дороге увеличились на 33,4%. А во-вторых, привел к установлению скидки на перевозки ряда социально значимых грузов в крытых вагонах до 42,5% с 4 апреля по 31 декабря 2020 года.
Еще одной характерной особенностью грузопотоков в этот период можно назвать тот факт, что на фоне ухудшения экономики контейнеры из Европы стали вывозить в Китай морем, что наносит ущерб тем транзитным операторам, которые предлагают комплексную услугу с возвратом порожних контейнеров в КНР. Из-за падения грузопотоков на восточном направлении на фоне ситуации с коронавирусом с 1 апреля по 31 августа 2020 года РЖД ввели скидки до 40% на возвращение порожних контейнеров из Европы в Китай через территорию России.

По мнению В. Савчука, текущая ситуация с коронавирусом создает потенциальные дополнительные возможности по существенному наращиванию транзитных контейнерных перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД». «Для формирования долгосрочного сквозного гарантированного сервиса между точками отправки/получения в Китае и Европе с использованием железнодорожного транспорта стран-партнеров все еще сохраняется актуальным сокращение сквозного времени и сквозной конкурентной ставки на услугу», говорит он.

Более того, для оперативной поддержки грузоотправителей и координации работы всех звеньев транспортных цепочек в ОАО «РЖД» создали штаб. Помимо этого, в круглосуточном режиме работает электронная торговая площадка «Грузовые перевозки», где есть возможность дистанционно заказать и оплатить доставку от двери до двери. На днях о снижении ценовых условий на предоставление крытых вагонов при перевозках социально значимых грузов сборными повагонными отправками объявило и АО «ФГК».
По словам самих грузовладельцев, на некоторых направлениях перевозок они отмечают увеличение времени согласования заявок (по форме ГУ-12), а также сокращение сроков доставки. Представитель ОАО «Ярославский завод силикатного кирпича» Александр Прохоров объясняет это снижением погрузки. «Сейчас все тоже идет с нарушением сроков. Но не задерживают, а, наоборот, приходят с опережением чуть ли не на 5 суток», – говорит он.

О том, что стало меньше задержек при оформлении вагонов, говорит и руководитель группы внешнеэкономической деятельности и логистики ООО «Ангарский азотно-туковый завод» Ольга Железнякова. «Пока влияние экономической ситуации на объемах погрузки не ощущается. Вроде все неплохо с продажами. Никакого дефицита погрузки пока нет. Но опасаемся, как все будет развиваться дальше», – комментирует она.

На фоне коронавируса стали снижаться ставки у некоторых операторов на вагоны. Вместе с тем некоторые грузовладельцы говорят о необходимости снизить тарифы на перевозку с учетом текущей ситуации. «Если при этих обстоятельствах железная дорога никак не попытается улучшить свою систему, думаю, что в таком случае, когда закончится вся паника с коронавирусом, объемы перевозок по железной дороге существенно упадут», – отмечает руководитель департамента логистики ООО «Майер-Мелнхоф Хольц Ефимовский» Виталий Петров.
Изменение логистических цепочек

Изменение ситуации в ближайшем месяце прогнозирует управляющий биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде. «Можно предположить, что в марте как ритейлеры, так и покупатели создавали максимальные запасы, ожидая повышения цен и опасаясь проблем с поставками в условиях вероятного карантина. В апреле эти тенденции, скорее всего, сменятся на противоположные. Может произойти снижение количества перевозок – как из-за уменьшения спроса, так и из-за проблем, связанных с карантинными мерами», – говорит он.

На фоне падения покупательной способности населения и, как следствие, существенного снижения спроса логистическим компаниям придется переструктурировать характер свой работы. По мнению М. Акимова, компании из сферы электронной коммерции и доставки – Wildberries, «Яндекс» и т. д. – снизят свою прибыль и сам характер заказов, что приведет к изменению цепочек. Выручка «Почты России» в этом году может снизиться на 18–30 млрд руб., по ее прогнозу.

Ко второй волне кризиса готовится и складская логистика. Из-за закрытия офлайн-магазинов растет нагрузка не только на помещения, но и на грузовой транспорт, утверждает генеральный директор Generix Group Vostok Жислан Ватело. Ритейл-сети, крупные международные 3PL-операторы и производители продуктов питания, которые снабжают население необходимыми товарами, во время карантина не только продолжают свою работу, но и переживают периоды пиковой нагрузки на логистическую инфраструктуру.

Как поделился руководитель московского представительства компании «Канавара Групп» Александр Пашута, таможенные структуры работают и на их собственный таможенный терминал грузы приходят в обычном режиме. «Взаимодействие с ОАО «РЖД» пока не изменилось. Грузы идут – медленнее, но идут. Процесс замедлился из-за адекватных мер на пограничных пунктах для предотвращения распространения вируса. Вопрос только в объемах поставок, насколько они будут держаться», – говорит он, добавляя, что логистический рынок однозначно просядет на какой-то период.

Из-за снижения спроса логистическим операторам, продолжающим работать во время эпидемии коронавируса, уже приходится снижать цены на перевозку промышленных грузов по всей России. Или, к примеру, запускать бесплатную доставку груза от адреса для клиентов из небольших городов.
Все участники отрасли сходятся в одном: на сегодняшний день нельзя дать развернутый и исчерпывающий ответ на вопрос, как ситуация с распространением коронавируса и принимаемыми мерами защиты населения повлияет на отрасль, так как еще не пройден пик эпидемии. Но уже очевидно, что в выигрыше останутся те, кто ранее внедрил системы управления цепью поставок, пусть даже в отдельных звеньях, автоматизировал те или иные процессы и нацелен на существенную цифровизацию процессов.

Наталья Гусаченко
Фото: Пресс-центр ОАО "РЖД"

© All Right Reserved.

Made on
Tilda