Специальный проект журнала "РЖД-партнер"
Контейнерные перевозки по СМП: планы намечены
По данным Минтранса РФ, в 2024 году по СМП перевезено 37,9 млн т грузов. Это в 5,5 раза выше рекорда времен СССР. Задача до 2030 года – увеличить перевозки до 109 млн т, то есть в 3 раза. Какой вклад в этот вектор развития привнес 2025 год?
Перевозки в проектах

«Арктический экспресс № 1» – мультимодальный маршрут, который соединил Китай с европейской частью России через Северный морской путь. Он начинается со станции Белый Раст Московского железнодорожного узла, следует до Архангельска по железной дороге и далее по СМП в Китай. Опорой в перевозке стал Архангельск, где непосредственно принимаются суда из Китая и выполняется их обратная загрузка.

Открытие маршрута состоялось еще в июле 2024 года: церемония прошла на площадке ТЛЦ «Белый Раст». Глава Поморья Александр Цыбульский отмечал тогда, что маршрут нацелен на увеличение грузооборота по СМП, а также на ускорение отправки грузов между Россией и Китаем: «Общая длина маршрута составит 1200 км по железной дороге и 6600 морских миль». Губернатор также анонсировал перевозку более 20 тысяч контейнеров по мультимодальному маршруту в 2024 году, и по его итогам «Арктический экспресс № 1» выполнил 10 экспортно-импортных рейсов между Архангельском и китайскими портами. Перевезено почти 50 тыс. т грузов. В 2025 году планировалось минимум удвоить объемы.

В последний раз власти Поморья сообщали о прибытии судна из КНР в рамках «Арктического экспресса № 1» в конце августа – это было второе судно в 2025 году. Тогда на борту судна «XIN XIN HAI 1» прибыло 468 контейнеров с автозапчастями. Обратно судно загружается экспортной продукцией предприятий лесопромышленного комплекса Архангельской области.
2025 год стал для проекта временем оценки первых эффектов «Арктичес­кого экспресса № 1». Как говорил в июле А. Цыбульский, по сравнению с 2017 годом контейнерные перевозки выросли как минимум в 30 раз. В прошлом году было перевезено 12,5 тысячи контейнеров.

Ближе к концу года власти Архангельской области подтверждают, что для региона работа маршрута стала точкой роста контейнерных перевозок. Ранее для порта Архангельска они не были специализацией, отмечала на отраслевой конференции «Нева-2025» в Санкт-Петербурге министр экономического развития и промышленности Архангельской области Евгения Шелюк.
«В 2024 году архангельский порт достиг рекордных показателей за последние 7 лет: это 230 тыс. т, что почти в 30 раз выше уровня 2017 года – до всех потрясений и когда порт активно работал в западном направлении», – пояснила представитель властей региона.
По словам Е. Шелюк, в навигацию 2024 года было принято 5 импортных рейсов из Китая, отправлено 5 экспортных рейсов, перегружено порядка 13,5 тысячи контейнеров в рамках проекта «Арктический экспресс № 1». По результатам навигации 2025 года в морской порт Архангельск из КНР прибыли 2 морских судна-контейнеровоза с товарами (запчастями и комплектующими для сборки автомобилей), обратно они убыли с пиломатериалами, целлюлозно-бумажной продукцией и никелевым концентратом. 14 ноября ФТС России сообщила, что по маршруту «Арктический экспресс № 1» ушел последний в 2025 году контейнеровоз.

«Транзитное время доставки – 20–25 дней, что значительно короче, чем проход через Суэцкий канал», – отметила Е. Шелюк.

Она добавила, что во флагманском проекте региона – строительстве нового глубоководного района порта Архангельск – планируется учесть развитие контейнерной специализации: контейнерный терминал станет там одним из основных.

Прогнозный грузооборот нового глубоководного района порта – до 25 млн т к 2031 году. Для сравнения: проектные возможности действующего морского порта составляют порядка 11 млн т в год, сказала Е. Шелюк. Фактический грузооборот порта в среднем – 5–6 млн т в год.

Стоит уточнить, что 13 октября в британский порт Феликстоу прибыл первый контейнерный транзит из Китая в Европу по Северному морскому пути. Из порта Нинбо он вышел 23 сентября, в акваторию СМП зашел 1 октября. Как сообщал «Росатом», трансарктический маршрут вдвое сократил срок доставки груза по сравнению с традиционными маршрутами. Путь следования через российскую Арктику занял 20 дней.

Как сказал глава «Росатома» Алексей Лихачев в эфире телеканала «Россия 24», транзитная доставка по СМП из Китая в Европу доказала свои преимущества перед маршрутом через южные моря и Суэцкий канал.
Также в середине октября, уже после новостей о транзитном рейсе, сообщалось, что Россия и Китай согласовали на заседании Подкомиссии по сотрудничеству по СМП план мероприятий по развитию перевозок.

Ставка на флот

Акцент на развитии СМП делает и Минтранс РФ. «Проект СМП, который сейчас уже называется Трансарктический коридор, позволит создать совершенно новую логистику для земного шара, сократить в 1,5 раза по сравнению с Суэцким каналом перевозку грузов. Это большая новая геополитика для страны и всего мира», – сказал на Транспортной неделе – 2025 глава министерства Андрей Никитин.

Работа по развитию СМП во многом завязана на развитии соответствующего флота. Как акцентировал глава профильного министерства, буквально на днях проведена закладка шестого серийного универсального атомного ледокола «Сталинград» – на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Однако работа здесь только начинается.

Участники рынка заявляют о нехватке судостроительных мощностей, чтобы реализовать государственные цели по развитию СМП, формированию Трансарктического транспортного коридора.

Строятся новые серийные атомоходы проекта 22220. К 2035 году для обслуживания перевозок по СМП потребуется 11 мощных ледоколов. На сегодняшний момент готовятся 3 судна проекта 22220 на Балтийском заводе: «Чукотка», «Сталинград», «Ленинград». На верфи «Звезда» ведется постройка головного ледокола проекта «Лидер». Его выход в эксплуатацию запланирован на декабрь 2029 года. Проводятся работы по продлению сроков эксплуатации существующих ледоколов. Но ресурсы все равно конечны.

«На период до 2033 года выведем из эксплуатации минимум 3 ледокола. Поэтому нам для восполнения выбывающих судов и для обеспечения круглогодичной навигации по Севморпути потребуется еще как минимум 2 ледокола», – отмечал заместитель гендиректора ГК «Росатом» по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов, уточнив, что соответствующее решение по этому вопросу правительство должно принять в 2026 году.

Наращивания требует и торговый флот, уточнил А. Никипелов. В совокупности потребности во флоте для СМП требуют принятия решений по арктическому судостроению.

Как резюмирует полярный исследователь Андрей Корх, если Россия хочет сохранить лидерство на СМП и обеспечить его безопасную и эффективную работу, необходимо решать вопрос обеспечения флотом комплексно: «Страна делает ставку на атомные ледоколы, но без параллельного развития ледоклассных транспортных, снабженческих и спасательных судов планы по росту перевозок окажутся под угрозой. Нам нужны не только новые корабли, но и мощные верфи, локализация технологий, государственные гарантии и развитая система спасательных сил вдоль всей трассы».

Полина Карпович
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ!
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
Позвоните
Напишите
conf@rzd-partner.ru