Статистика свидетельствует, что за 9 месяцев 2025 года рост обрабатывающего сектора составил +2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе на 9,2% выпущено больше продукции машиностроения, металлургии – на 1%. В III квартале текущего года ощущалось некоторое замедление, которое, как ожидают эксперты, будет компенсировано в ноябре – декабре. По данным Минэкономики, за тот же период рост ВВП России увеличился на 1%. И примерно такая динамика, по оценкам аналитиков, сохранится по итогам текущего года. Аналогично – в промышленности.
При этом погрузка на РЖД за 10 месяцев 2025 года, по оперативным данным, снизилась до 927,1 млн т, что на 6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А если сравнивать с 10 месяцами 2019-го, то полученный результат меньше на 13%. При этом по ряду ключевых номенклатур динамика еще ниже. Например, погрузка черных металлов снизилась на 17,1%.
Получаются парадоксальные горки: вверху – промпроизводство и ВВП, а внизу – погрузка на РЖД. Чем это объяснил перевозчик? Причины в сентябре приведены несколько иные, чем были озвучены ранее. Поначалу в холдинге связывали спад погрузки на сети с охлаждением российской экономики, ранее оказавшейся перегретой. Однако уже по итогам I полугодия появились иные ноты. Источник в холдинге был вынужден признать, что дополнительные объемы грузов у клиентов имелись, но последние не смогли их «оптимально» организовать к отправке. В результате за 10 месяцев 2025 года грузоотправители не предъявили к погрузке около 171 млн т по заявкам, которые были согласованы ОАО «РЖД», посчитал источник в холдинге.
«Мы неоднократно говорили, что заинтересованы в увеличении реальных объемов перевозок. Но иногда, особенно на дефицитных направлениях, грузоотправители намеренно завышают объем груза в заявках, резервируют за собой нашу провозную мощность, а затем не используют ее. К сожалению, ответственность за такое нарушение ничтожно мала. А для нас и для других грузоотправителей это оборачивается большими проблемами. Согласование заявки – это не только резервирование провозной способности, это и планирование всей производственной деятельности РЖД – от задействования локомотивов и локомотивных бригад до планирования работы станций, организации ремонтно-путевых работ», – сообщил источник в ЦФТО.