Весной состоялся прорывной запуск регулярного сервиса из иранского порта Бендер-Аббас в Астрахань через Каспийское море. Время доставки составило 11 дней, что позволило создать первый по-настоящему устойчивый маршрут с предсказуемой логистикой.
Этот транскаспийский маршрут обладает потенциалом стать хребтом южной контейнерной логистики на долгие годы вперед. Первое полугодие принесло сразу несколько новых стратегических маршрутов, наиболее значимым из которых стал мультимодальный сервис Владивосток – Махачкала – Баку с последующим выходом в Иран, ставший частью стратегии по формированию полноценного южного коридора. Параллельно активизировались перевозки через порт Кавказ с выходом на Ближний Восток, а также продолжилось развитие направления в Монголию, где формируется стык национальных контейнерных систем.
По оценкам АНО «Дирекция международных транспортных коридоров», грузопоток по МТК Север – Юг может достичь 112 млн тонн, учитывая растущий потенциал, особенно на фоне загруженности других направлений. Ключевым инфраструктурным проектом остается строительство недостающего участка железнодорожной линии Решт – Астара, завершение которого создаст единую бесшовную инфраструктуру от южных берегов Ирана до северных морских портов России и завершит формирование железнодорожного кольца вокруг Каспия. Параллельно модернизируется автодорожная сеть и развивается инфраструктура пунктов пропуска, что увеличивает пропускную способность на границе с Азербайджаном и Грузией.
Несмотря на общее снижение грузоперевозок по коридору на 7% за 9 месяцев 2025 года, отдельные направления показывают впечатляющий рост: западный маршрут через Астару демонстрирует рост на 50% к прошлому году, а восточный маршрут через туркмено-иранские пункты пропуска увеличил перевозки более чем в 2 раза. Кроме того, важным шагом в цифровизации коридора стал запуск проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» по онлайн-мониторингу транспорта, проходящего через Дагестан, с открытием более 20 сервисных пунктов для обеспечения прозрачности и безопасности перевозок, что является первым этапом масштабной работы по созданию современной цифровой инфраструктуры на всем протяжении МТК Север – Юг.
Дарье Клементьева