Специальный проект журнала "РЖД-партнер"
Какой должна стать «Эффективная транспортная система»?
Важным событием 2025 года стало назначение министром транспорта РФ в июле текущего года Андрея Никитина. Эксперты оценили это как ключ к старту трансформации министерства.
На процедуре представления нового министра заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев (курирует в правительстве транспорт, с ноября 2020 года по май 2024-го был министром транспорта РФ) указал на первостепенные направления деятельности министерства. И особо подчеркнул, что А. Никитин успел поработать и генеральным директором Агентства стратегических инициатив (АСИ), и заместителем министра транспорта РФ, а до этого был губернатором Новгородской области.

Вскоре стало известно, что Минтранс РФ и АСИ намерены объединить усилия для модернизации транспортного комплекса страны. Осенью были уточнены точки партнерства. Во-первых, развивать опорные населенные пункты для улучшения качества среды для жизни в них (прежде всего нацпроекта «Эффективная транспортная система»). Во-вторых, подготовить предложения и правовые инициативы в сфере общественного транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры. В-третьих, проработать ряд инициатив АСИ, направленных на внедрение цифровых сервисов для контроля перевозок, а также развитие беспилотных технологий на всех видах транспорта.
Соответственно, были уточнены приоритеты: сосредоточить внимание на цифровизации отрасли. «Мы делаем это, чтобы обеспечить мультимодальность, максимальный комфорт и удобство наших пассажиров. Минтранс будет одним из лидеров этого процесса», – отметил А. Никитин. В сфере грузоперевозок требовалось усилить цифровизацию сети МТК. Другими направлениями, требующими усиленного внимания, было названо обеспечение безопасности на транспорте, а также развитие научного и кадрового потенциала.
В соответствии с указанными приоритетами следовало определить прежде всего куратора программ цифровизации. Эта роль была отведена заместителю министра Борису Ташимову, ранее занимавшему пост заместителя руководителя Росморречфлота. Вполне ожидаемым было и укрепление другого направления – автодороги. Заместителем министра по строительству и модернизации авто­дорог в октябре текущего года стал Игорь Костюченко, ранее занимавший пост заместителя руководителя Росавтодора.
В октябре 2025 года Константин Пашков стал первым заместителем министра. А его предшественник Валентин Иванов перешел на должность просто заместителя министра. В такой рокировке аналитики увидели намерение усилить некую базовую модель обновленной управленческой команды. Тогда не исключены и дальнейшие перестановки.

Из указанной череды перестановок особо можно выделить переход Дмит­рия Баканова в «Роскосмос» – со сменой портфеля заместителя министра транспорта на кресло генерального директора «Роскосмоса» в феврале 2025 года. Событие напрямую не связывалось с будущими реформами, но оно открывало поле для маневров, способных изменить баланс влияния внутри министерства.

Отметим, что именно в феврале и появилась мысль о целесообразности трансформации Минтранса в Министерство инфраструктурного развития и логистики. Правда, зимой текущего года идею остудили. Но по осени она снова созрела для дискуссий. Речь шла о том, что министерству требовалось не просто «освежить кадры», а, возможно, «сменить миссию» – от простого транспортного ведомства к органу с более широким логистическим и инфраструктурным аппаратом.

И под таким углом зрения уже неслучайным выглядит смена фокуса внимания в приоритетах от поиска транспортного баланса к поискам новых решений в транспортной логистике, включая «умный транспорт» и автоматизацию. Не исключено, что потребуется активизировать и отраслевую науку, которая, по мнению некоторых участников рынка, застыла в понятийном аппарате плановой, а не рыночной экономики.

Кстати, пример Росавтодора наглядно показывает, как цифровизация в комплексе с инфраструктурными проектами способна изменить управление перевозками на сети автодорог. Приведем лишь некоторые звенья в указанной цепи. Среди них и внедрение автоматизированного контроля за весогабаритными характеристиками, и вывод беспилотных грузовиков на федеральную трассу М-11, и оптимизация затрат на устройство основы полотна за счет применения новых стандартов к формированию дорожной одежды с градацией состава асфальтобетона для регионов в разным климатом. Не случайно в последние годы автотранспорт усилил свои позиции в конкуренции с другими видами транспорта.

Александр Солнцев
Фото: пресс-центр РЖД
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ!
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
Позвоните
Напишите
conf@rzd-partner.ru