В соответствии с указанными приоритетами следовало определить прежде всего куратора программ цифровизации. Эта роль была отведена заместителю министра Борису Ташимову, ранее занимавшему пост заместителя руководителя Росморречфлота. Вполне ожидаемым было и укрепление другого направления – автодороги. Заместителем министра по строительству и модернизации автодорог в октябре текущего года стал Игорь Костюченко, ранее занимавший пост заместителя руководителя Росавтодора.
В октябре 2025 года Константин Пашков стал первым заместителем министра. А его предшественник Валентин Иванов перешел на должность просто заместителя министра. В такой рокировке аналитики увидели намерение усилить некую базовую модель обновленной управленческой команды. Тогда не исключены и дальнейшие перестановки.
Из указанной череды перестановок особо можно выделить переход Дмитрия Баканова в «Роскосмос» – со сменой портфеля заместителя министра транспорта на кресло генерального директора «Роскосмоса» в феврале 2025 года. Событие напрямую не связывалось с будущими реформами, но оно открывало поле для маневров, способных изменить баланс влияния внутри министерства.
Отметим, что именно в феврале и появилась мысль о целесообразности трансформации Минтранса в Министерство инфраструктурного развития и логистики. Правда, зимой текущего года идею остудили. Но по осени она снова созрела для дискуссий. Речь шла о том, что министерству требовалось не просто «освежить кадры», а, возможно, «сменить миссию» – от простого транспортного ведомства к органу с более широким логистическим и инфраструктурным аппаратом.
И под таким углом зрения уже неслучайным выглядит смена фокуса внимания в приоритетах от поиска транспортного баланса к поискам новых решений в транспортной логистике, включая «умный транспорт» и автоматизацию. Не исключено, что потребуется активизировать и отраслевую науку, которая, по мнению некоторых участников рынка, застыла в понятийном аппарате плановой, а не рыночной экономики.
Кстати, пример Росавтодора наглядно показывает, как цифровизация в комплексе с инфраструктурными проектами способна изменить управление перевозками на сети автодорог. Приведем лишь некоторые звенья в указанной цепи. Среди них и внедрение автоматизированного контроля за весогабаритными характеристиками, и вывод беспилотных грузовиков на федеральную трассу М-11, и оптимизация затрат на устройство основы полотна за счет применения новых стандартов к формированию дорожной одежды с градацией состава асфальтобетона для регионов в разным климатом. Не случайно в последние годы автотранспорт усилил свои позиции в конкуренции с другими видами транспорта.
Александр Солнцев
Фото: пресс-центр РЖД