Напомним, на рынке по-прежнему нет единого способа электронного обмена документами, из-за чего участники тратят время на множество бумажных форм. Платформа призвана решить эту проблему: ГИС ЭПД (является основой для платформы «ГосЛог» в части транспортной документации) уже обрабатывает более 500 тыс. документов в неделю, и сейчас ее применение расширяют на железнодорожный и водный транспорт.
Благодаря новой системе появится возможность повысить скорость доставки грузов с 409 км в сутки в 2022 году до 470 км в сутки к 2030 году, а также на 15% увеличить пропускную способность, что позволит сэкономить 168 млрд рублей за счет снижения расходов на бумагу и оргтехнику.
Во-первых, в 2025 году правительство утвердило положение о платформе «ГосЛог», в котором сформулированы цели, задачи, функции и основные принципы работы национальной цифровой транспортно-логистической платформы, а также требования к безопасности. Это раскрыло архитектуру проекта и определило параметры его дальнейшего развития. Теперь «ГосЛог» становится не просто продуктом, а нормативно закрепленной частью государственной цифровой экосистемы.
Еще одним событием стало решение правительства назначить Минтранс оператором платформы. Ведомство начинает выполнять эту функцию с 1 марта 2026 года – создает платформу, эксплуатирует и развивает ее. Этот шаг придал «ГосЛогу» четкую вертикаль управления и устранил неопределенность между ведомствами. Фактически речь идет о создании нового контура регулирования логистики, где электронное взаимодействие станет базовым режимом.
Кроме того, важным итогом стало завершение первого этапа опытной эксплуатации «ГосЛога». В 2025 году ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» через систему протестировала 11 экспортных, импортных и транзитных маршрутов. Тестирование позволило увидеть слабые места в стыковке информационных систем, определить потребности бизнеса и уточнить функциональные требования. Для отрасли это стало первым доказательством того, что платформа способна работать с реальными потоками, а не только на бумаге.
2025 год показал: платформа перестает быть «инициативой на перспективу» и превращается в полноценный инфраструктурный проект, меняющий логистический рынок. 2026 год станет годом масштабирования, но именно 2025-й стал моментом, когда «ГосЛог» обрел оператора, контуры и пилотные результаты, то есть стал реальностью, а не планом.
Анна Маничева