Специальный проект журнала "РЖД-партнер"
Беспилотные автогрузоперевозки: эксперимент определил будущее
Россия – один из лидеров в развитии беспилотного транспорта и единственная страна, где юридически разрешены коммерческие беспилотные перевозки, заявляют в Минтрансе РФ. Несмотря на то, что работы по внедрению такого транспорта в перевозочные процессы ведутся уже несколько лет, события
2025 года утвердили веру в них властей и планы на будущее.
К истории вопроса

О старте проекта по формированию беспилотных логистических коридоров в РФ было объявлено на ПМЭФ-2021. На тот момент замес­титель министра транспорта Кирилл Богданов заявлял, что беспилотные автоперевозки грузов должны сразу становиться экономически эффективной технологией, поэтому реализация проекта начиналась совместно с крупными грузоперевозчиками и разработчиками технологий.

В 2022 году на трассе М-11 «Нева» введен экспериментальный правовой режим для беспилотного грузового автотранспорта для реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» (постановление об установлении ЭПР № 1849 от 17 октября 2022 года). Режим расширил возможности применения технологии. В ПАО «КАМАЗ» тогда сообщали, что ЭПР позволяет протестировать беспилотные разработки компании на дорогах общего пользования, начать коммерческие перевозки. Как сообщал Минтранс РФ, в ЭПР приняли участие 6 компаний транспортно-логистической отрасли.
В конце года Министерство экономического развития РФ сообщало, что правительством запущен новый экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотных легковых и грузовых автомобилей в городах и пригородах в 38 регионах России.

Запуск движения для перевозки грузов беспилотными тягачами КАМАЗ по федеральной трассе М-11 «Нева» пришелся на июнь 2023 года. В сентяб­ре 2024-го дан старт полностью беспилотному движению по всей трассе М-11 (водитель пересел на пассажирское сидение).
В августе 2024 года Правительство РФ внесло трассы М-12 и Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в экспериментальный правовой режим по запуску беспилотников. Запуск беспилотного движения по ЦКАД произошел в апреле 2025 года. На трассе М-12 он еще только планируется. По информации Минтранса РФ, распространенной на их ресурсах, это произойдет в 2026 году.
Согласно информации Минтранса РФ, сейчас по трассам ездят уже
90 грузовиков и их пробег составляет 9,5 миллиона километров. В проекте «Беспилотные логистические коридоры» участвуют отечественные перевозчики и ретейлеры, среди них: ООО «ПЭК», АО «Национальный перевозчик», ООО «Агро-Авто» (Х5), ПАО «Магнит», ООО «Автотех» и ООО «Газпромнефть-Снабжение», которые осуществ­ляют грузоперевозки с помощью высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) на регулярной основе. На трассе используются беспилотные грузовики двух производителей – КАМАЗ и Navio («Автотех»).

Тестирование беспилотного транспорта с компаниями-партнерами заместитель генерального директора и директор по цепочкам поставок и логистике ПАО «Магнит» Федор Павловский назвал одним из флагманов в сфере внедрения инноваций в транспортировку продуктов. На TransRussia Summit он сообщал, что идет тестирование на М-11 и еще ряде федеральных трасс, внедрение технологии позволит отчасти решить проблему водительского персонала в грузоперевозках. На горизонте
3–5 лет доля беспилотного транспорта на федеральных трассах, как предполагается, должна быть значимой.

Среди нововведений, коснувшихся проекта в 2025 году, – запуск сис­темы учета реального пробега беспилотных грузовых автомобилей на участках трассы М-11 «Нева» и ЦКАД.
Продолжение следует…

На исходе 2025 года Правительство РФ сообщает о продлении экспериментов с беспилотными автомобильными грузоперевозками – власти продлили срок действия ЭПР в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). Действие ЭПР продлено до 12 ноября 2028 года.

Продление эксперимента несет и нововведения: в рамках ЭПР будут эксплуатироваться ВАТС не только с водителем в кабине (1 категории), но и без него (2 категории). Также утверждены требования к безопасности беспилотников и определен порядок их оценки испытательными лабораториями, которые будут выдавать сертификат соответствия ВАТС. От беспилотных грузовиков требуется уметь безопасно останавливаться при сбоях софта, у участвующих в испытаниях водителей не должно быть судимостей.

Постановление Правительства РФ также расширило действие ЭПР еще на три региона – Республику Башкортостан, Пермский край и Свердловскую область. «В эксперименте теперь задействованы 13 регионов: Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Новгородская, Владимирская, Нижегородская, Свердловская, Тверская области, Пермский край, а также Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Чувашская Республика», – говорится в сообщении Минтранса РФ.

Анонсируется и следующий шаг – выход в нормативное поле и принятие Федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Внесение законопроекта в правительство запланировано на I квартал 2026 года.

«Его принятие даст нам возможность запустить автомобили без водителя уже в 2027 году», – говорит министр транспорта РФ Андрей Никитин.

Полина Карпович
Фото: Минтранс
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ!
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
Позвоните
Напишите
conf@rzd-partner.ru