Российский путь
В 2024 было подписано концессионное соглашение по ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Формально проект объявлен государственно-частным партнерством, однако схема финансирования предполагает вложение 300 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (через облигации концессионера на 25 лет под 1% годовых), 330 млрд руб. – от учредителей компании-концессионера, до 450 млрд руб. – из негосударственных пенсионных фондов и более 1 трлн руб. – от банковского синдиката во главе со Сбербанком. А ОАО «РЖД» должно включить расходы на ВСМ в свою инвестиционную программу до 2028 года. При этом ожидалось, что доля ФНБ и бюджетных средств будет выше.
Тогда как сам по себе механизм ГЧП, согласно исследованию ФГУ «Ространсмодернизация», не подразумевает государство в качестве основного источника финансирования, а рассматривается как стимул и генератор притока частных инвестиций, как бы выступая гарантом надежности возврата финансовых вложений частного бизнеса. В это время задача государства и местных властей заключается в косвенной финансовой поддержке реализации проектов ГЧП в виде внесения изменений в нормативную базу, налоговых послаблений и предоставления объектов недвижимого имущества (земельных участков и т. д.).
Так, получается, что в отечественной ВСМ «частность» в этой концессии во многом номинальна. Учредителем ООО «ВСМ Две Столицы» (акционер проекта) является УК «ВСМ Две Столицы», в совладельцах которой регионы прохождения магистрали, РЖД и УК «Лидер». Фонд национального благосостояния (ФНБ) принадлежит Российской Федерации, а управлением занимается Министерство финансов РФ. В проекте ВСМ синдикат возглавил Сбербанк, а в его состав вошли ВТБ и Газпромбанк. Крупнейшие российские банки, такие как Сбербанк и ВТБ, в основном принадлежат государству. Вместо привлечения крупных частных инвесторов финансирование, по сути, ложится на подгосударственные структуры и бюджет регионов, через которые пройдет трасса. Для субъектов это серьезная нагрузка – от многолетних инфраструктурных обязательств до потенциального роста долга.
И в этом смысле подход несколько контрастирует с международной практикой. Механизм ГЧП использовался также при строительстве линий ВСМ во Франции или Китае, что позволяло разделить с частным партнером риски на этапе эксплуатации. Отечественный же пример можно назвать квазичастным, поскольку де-факто подавляющий процент средств, вкладываемых в ВСМ, принадлежит государству. Именно поэтому риски финансирования оказываются целиком завязаны на состоянии региональных и федеральных бюджетов: любое ухудшение доходной базы напрямую поставит под угрозу сроки реализации и объемы вложений.