По наблюдениям исполнительного директора Центра экспертизы и производства Никиты Битюцкого, одним из стимулов для перехода операторов со специализированных вагонов-цистерн на танк-контейнеры являются постоянно меняющиеся правила игры на железных дорогах России. «Это не позволяет сформировать прозрачную бизнес-модель по транспортировке химических грузов. Кроме того, парк специализированных вагонов-цистерн постепенно сокращается из-за окончания срока службы и при этом практически не восполняется. Это обусловлено как снижением объемов перевозки химических грузов в 2016 году в целом, так и высокой стоимостью новых инновационных вагонов-цистерн для химических грузов», – комментирует эксперт. Несмотря на естественную ограниченность номенклатуры грузов, которые могут доставляться в контейнерах, в России уже сейчас это делается по целому ряду насыпных и навалочных грузов. Это стало возможным благодаря применению новых технологий погрузки.
Например, использование мягких вкладышей при погрузке в контейнеры позволило переориентировать часть перевозок сыпучих грузов, в основном зерна, с парка специализированного подвижного состава. Танк-контейнер – это идеальная тара для перевозки как жидких, так и сухих химических грузов, в частности растворителей, кислот, щелочей, солей, спиртов, хлоридов и т. д. Однако в них же могут перевозиться и пищевые продукты (спирты, коньячные и виноматериалы, концентраты соков), а также сжиженные углеводородные газы (бутан, пропан, смеси, нефтяные сжиженные газы и пр.). В зависимости от типа груза, требований к его перевозке и класса опасности подбирают соответствующий танк-контейнер.