CПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР
"180 ЛЕТ В ПУТИ
Танки против цистерн:
кто одержит победу?
Борьба за грузы идет на всех уровнях. Каждая компания старается предложить наиболее оптимальный и выгодный для клиента способ доставки его продукции. Именно поэтому игроки рынка очень тщательно подходит к выбору не просто способа перевозки, но и транспортного оборудования. Так как, выстраивая логистику, нужно учитывать множество моментов.

Автор: Татьяна Симонова

Собственно, все эксперты отмечают, что цистерны постепенно уходят с рынка. Это связано как с их дороговизной, так и с запретом на продление срока службы. Дефицит вагонов-цистерн в этом и в последующих годах будет только расти, поэтому объемы перевозок в танк-контейнерах продолжат увеличиваться. Напомним, что, по различным оценкам, порядка 70% вагонов-цистерн в России находятся на грани выработки своего технического ресурса. На смену им приходят танк-контейнеры, и количество игроков в этом сегменте с каждым годом увеличивается.
Российский парк цистерн по состоянию на февраль 2017 года составляет 257,4 тыс. ед. против 8,5 тыс. танк-контейнеров. В ближайшие 5 лет срок службы истечет еще у 32,9 тыс. вагонов. Пик списания ожидается в 2035-м, когда срок службы единовременно подойдет к концу у 23,2 тыс. ед. Получается, если предположить, что рынок танк-контейнеров будет расти в том же темпе, то через 5 лет соотношение цистерн и танков будет выглядеть следующим образом: 224,5 тыс. ед. против 14,7 тыс. ед. Однако темпы развития контейнеризации могут ускориться
Георгий Зобов
руководитель отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ
Все больше заводов рассматривают возможность производства танков и даже выпускают уникальную продукцию, а операторы постепенно наращивают парк. К тому же, в отличие от разнообразного перечня моделей цистерн в соответствии с богатой классификацией перевозимых в них грузов, рынок оперирования танк-контейнерами выглядит гораздо проще. В одном танк-контейнере возможно перевозить уже больше полутора сотен номенклатур грузов. По словам Г. Зобова, за счет высокой универсальности и гибкой логистики танк-контейнеры являются перспективным сегментом, несмотря на более низкие эксплуатационные характеристики относительно железнодорожного подвижного состава.
Однако, по мнению многих участников рынка, в ближайшей перспективе замещения цистерн танк-контейнерами не произойдет, так как каждый из них работает в своем сегменте перевозок.
Представитель НПК «Объединенная Вагонная Компания» также считает, что даже в разрезе 10-летней перспективы танк-контейнерам вряд ли удастся полностью заменить цистерны. В подтверждение своих слов эксперты приводят цифры: общий мировой объем (включая Россию) танк-контейнеров в оперировании составляет около 320 тыс. ед., а парк вагонов-цистерн только на сети РЖД оценивается в 260 тыс. ед. Безусловно, такие факторы, как списание вагонного парка, высокая стоимость новых специализированных цистерн, развитие инфраструктуры (чаще всего в партнерстве с компанией – оператором танк-контейнеров), приведут к частичному замещению цистерн с перевесом в пользу танк-контейнера, особенно в узком сегменте химических и нефтехимических продуктов. В то же время, например, рынок перевозки пищевых и технических масел, а также алкогольной продукции пока не сильно высок. Однако потенциал экспортного роста может обострить конкурентную борьбу за рынок операторов танк-контейнерного парка.
Новые технологии не стоят на месте. Уровень контейнеризации грузов в России медленно, но верно увеличивается. А слово «танк» – больше не пугает участников рынка. Тем более, что к достижению эффективности он движется в соответствии с названием. Сегодня танк-контейнеры – уверенно можно назвать инновационным оборудованием, причем по всем характеристикам. Они соответствуют международной и национальной нормативной базе в сфере перевозки опасных грузов, необходимым сертификатам и перечню номенклатуры. В отличие от цистерн, в одной модели танк-контейнера можно перевозить сотни видов продукции. А если говорить о безопасности, то можно привести пример: в Китае не так давно взорвался склад химических продуктов, сгорело все оборудование и подвижной состав, кроме танк-контейнера. Он остался целым, и, что немаловажно, сохранился груз.

По данным Международной танк-контейнерной ассоциации (ITCO), средний прирост объема перевозок в Европе составляет 10–12% в год. Россия и Восточная Европа только развивают этот рынок перевозок. Стремительный рост в данном сегменте начался в 2010 году, и к концу 2015-го объем грузов, перевозимых в контейнерах-цистернах, уже превышал 3 млн т. А в танк-контейнерах на железнодорожном транспорте - 1,3 млн т.

ЦИФРЫ:
  • С 2014 по 2016 год рынок танк-контейнеров вырос на 30%
  • Порядка 70% вагонов-цистерн в России находятся на грани выработки своего технического ресурса
  • 257,4 тыс. ед. – российский парк цистерн
  • 8,5 тыс. ед. – российский парк танк-контейнеров




По наблюдениям исполнительного директора Центра экспертизы и производства Никиты Битюцкого, одним из стимулов для перехода операторов со специализированных вагонов-цистерн на танк-контейнеры являются постоянно меняющиеся правила игры на железных дорогах России. «Это не позволяет сформировать прозрачную бизнес-модель по транспортировке химических грузов. Кроме того, парк специализированных вагонов-цистерн постепенно сокращается из-за окончания срока службы и при этом практически не восполняется. Это обусловлено как снижением объемов перевозки химических грузов в 2016 году в целом, так и высокой стоимостью новых инновационных вагонов-цистерн для химических грузов», – комментирует эксперт. Несмотря на естественную ограниченность номенклатуры грузов, которые могут доставляться в контейнерах, в России уже сейчас это делается по целому ряду насыпных и навалочных грузов. Это стало возможным благодаря применению новых технологий погрузки.

Например, использование мягких вкладышей при погрузке в контейнеры позволило переориентировать часть перевозок сыпучих грузов, в основном зерна, с парка специализированного подвижного состава. Танк-контейнер – это идеальная тара для перевозки как жидких, так и сухих химических грузов, в частности растворителей, кислот, щелочей, солей, спиртов, хлоридов и т. д. Однако в них же могут перевозиться и пищевые продукты (спирты, коньячные и виноматериалы, концентраты соков), а также сжиженные углеводородные газы (бутан, пропан, смеси, нефтяные сжиженные газы и пр.). В зависимости от типа груза, требований к его перевозке и класса опасности подбирают соответствующий танк-контейнер.
Использовать танк-контейнеры чрезвычайно удобно с точки зрения возможности организации мультимодальных перевозок. Еще один неоспоримый плюс – транспортировка по железной дороге жидких химических грузов в танк-контейнерах обойдется грузовладельцу дешевле, чем в специализированных вагонах-цистернах. Специализированный парк для транспортировки химических грузов сильно устарел, а запрет на продление срока службы без модернизации также может сыграть на руку танк-контейнерам: на сегодняшний день грузоотправителю и оператору невыгодно покупать новые химические цистерны, поэтому потенциальный объем рынка для танк-контейнеров значительно больше имеющегося
Сергей Калетин
президент АО «СГ-транс»
Если говорить о конкуренции между цистернами и танками, то, безусловно, танк-контейнер – наиболее безопасное и к тому же универсальное транспортное оборудование для перевозки жидкой химии. К тому же парк танк-контейнеров гораздо моложе спецвагонов.

© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Татьяна Симонова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda