CПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР
"180 ЛЕТ В ПУТИ
Все дело в танке
Грузовладельцы и транспортно-логистические компании сегодня особенно тщательно подходят к выбору того или иного способа доставки. Причем во главе угла сегодня не только стоимость услуги, но еще скорость и сохранность грузов. Все это в равной степени обеспечивает транспортировка химических и наливных грузов в танк-контейнерах. За счет чего этот новый для отрасли способ перевозки грузов становится востребованным и какие у него есть недостатки?

Автор текста: Татьяна Симонова
Сегодня транспортировка с помощью танк-контейнеров позволяет перевозить практически все нефтехимические грузы, гарантируя высокую безопасность перевозки. Темпы роста доставки химических наливных грузов и сжиженных газов в танк-контейнерах с каждым годом увеличиваются – и не случайно. Мировой опыт показывает, что именно такой способ транспортировки позволяет более качественно, в отличие от использования стандартного подвижного состава, обеспечивать скорость и безопасность перевозки. Объем контейнерных перевозок неуклонно растет, в ряде европейских портов он уже превышает 90% всего грузооборота.
Однако товары и продукцию, разрешенные к перевозке в танк-контейнерах, можно разделить на две ключевые категории: продукты пищевой группы – спиртосодержащие товары (водка, спирт, коньяк, винный материал), пищевые масла и их компоненты в виде добавок, фруктовые соки исключительно в концентрированном виде, молочные продукты, минеральная вода и др. А также группа продукты непищевой категории - нефтепродукты, нефть в чистом виде, масла и маслосодержащие продукты, химические компоненты и вещества, красочные материалы, солевые растворы, кислоты жирного типа, красочные материалы, сыпучие продукты, сжиженный газ и др. В зависимости от типа груза, требованиям к его перевозке и его опасности подбирают соответствующий танк-контейнер.

Такой способ доставки дает возможность использовать подвижной состав не только как транспортное средство, но и как емкость для накопления и временного хранения грузов. Контейнер имеет прочную конструкцию, обеспечивающую его многократное использование. Он снабжен угловыми фитингами, используемыми для погрузки, разгрузки, штабелирования и крепления контейнера как на судне, так и на железнодорожной или автоплатформе. Специально разработанная система слива позволяет быстро разгрузить цистерну, минимизировав потери груза и снизив вредное экологическое воздействие на окружающую среду. А для эксплуатации контейнеров в зимний период года, имеется возможность использовать тару со специальной теплоизоляцией и автоподогревом, которые послужат в экстремальных условиях разгрузки и погрузки суровой зимы. Казалось бы, все продумано до мелочей…

«В частности, танк-контейнеров в мире сейчас эксплуатируется порядка 400 тыс. ед., из них в России – 8-10 тыс.», – подчеркивает начальник отдела по техническому наблюдению за контейнерами ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Александр Фетисов.
Основные проблемы в сегменте танк-контейнерных перевозок связаны с тем, что рынок начал развиваться совсем недавно. Например, у многих грузоотправителей пока еще просто на просто отсутствует опыт работы с танк-контейнерами, что зачастую приводит к их повреждению. При этом сегодня в России существует дефицит предприятий по их ремонту. Только одно депо сертифицировано на ремонт котлов танк-контейнеров. Также не хватает пунктов промывки/пропарки контейнеров-цистерн, которая требуются после каждой перевозки. Все это увеличивает порожний пробег и усложняет технологию перевозок грузов в танк-контейнерах.

Логистика данного вида перевозок затруднена, прежде всего, отсутствием терминалов слива-налива для танк-контейнеров (в первую очередь это касается сжиженных газов), поскольку в настоящее время российские терминалы нацелены и оборудованы в основном для погрузки-разгрузки цистерн. Также нет в достаточном количестве специализированных ремонтных депо.

«Однако нельзя не отметить, что в структуре перевозок по железной дороге грузы в контейнерах составляют всего 2-3% (около 28 млн т, или 2,16 млн TEU груженых), соответственно, в танк-контейнерах этот объем еще меньше. Например, в перевозках химических грузов задействованы хопперы-минераловозы (вагонами данного типа доставляется 54% химической продукции), цистерны (20%), полувагоны (16%) и крытые вагоны (3%), а доля танк-контейнеров несравнимо мала», - делится наблюдениями эксперт центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Кирилл Никода.
Неудивительно, что эстакады большинства нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов РФ приспособлены исключительно под погрузочно-разгрузочные операции с цистернами и не могут перейти на работу с танк-контейнерами в силу технологических причин, а также из-за отсутствия разрешительной документации на подобные операции. Полный цикл по ее получению и переоборудованию эстакады может занять от 1,5 до 2 лет.
Кроме того, тормозит повсеместное внедрение танк-контейнеров и излишнее регулирование рынка. Например, долгий процесс сбора и согласования документов требуемых для открытия подъездных путей предприятия на прием/отправку грузов в танк-контейнерах по параграфам 8н,10н,11н и неоднозначность трактования нормативных документов, регламентирующих организацию перевозок грузов в данной таре.
Цена вопроса
Снижение стоимости доставки грузов в контейнер-цистернах по сравнению с вагонами-цистернами достигается за счет текущей разницы тарифов, приведенных в Прейскуранте № 10-01, а также благодаря универсальной конструкции контейнер-цистерны, которая позволяет организовывать мультимодальную перевозку. Танк-контейнеры незаменимы при мультимодальных перевозках, особенно в труднодоступные районы, где отсутствует железнодорожная инфраструктура. Часть своего маршрута контейнер-цистерна проходит по железной дороге, затем перегружается на автомобильный транспорт и доставляется клиенту фактически до двери. К тому же доставка таким способам еще и выгодна. Вместимость среднего танк-контейнера на 60% выше универсального блока с точки зрения транспортировки именно жидких и газообразных веществ. Это позволяет более чем в два раза сэкономить на организации транспортной логистики и соответственно увеличить прибыль бизнес проекта.

Данный способ транспортировки грузов уже положительно зарекомендовал себя.

Основными драйверами роста являются ощутимые конкурентные преимущества, которые обеспечивает такого рода доставка. Использование танк-контейнеров позволяет экономить на доставке и расширять перечень перевозимых в них номенклатур. Практика перевозок опасных грузов по российским железным дорогам показывает, что морские танк-контейнеры, используемые для этой цели в РФ, по некоторым параметрам являются даже более надежным оборудованием, чем цистерны. Например, по огнестойкости, противостоянию негативному влиянию мороза и жары. Они также обладают повышенной ударопрочностью.


© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Татьяна Симонова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda