Алевтина Григорьевна Кириллова, руководитель проекта по развитию экспортной логистики в АО «Российский экспортный центр», доктор технических наук, общий трудовой стаж на транспорте – более 27 лет. Мы поговорили с ней о том, какие препятствия для женщин существуют в транспортном мире и как сегодня можно их преодолеть, чтобы стать успешной.
– Алевтина Григорьевна, почему Вы выбрали для себя именно транспортную отрасль?
– Я из трудовой династии железнодорожников, поэтому выбор был однозначен. Мои родители прошли весь свой трудовой путь на железной дороге, теперь мы всей нашей семьей продолжаем это дело, расширяя свои профессиональные компетенции с учетом новых рыночных условий.
– Как Вы пришли в профессию после окончания вуза?
– В 1991-м я окончила Ташкентский институт железнодорожного транспорта и начала трудовую деятельность на Среднеазиатской железной дороге инженером первой категории. Позже перешла в транспортное экспедирование и логистику, более 15 лет работала в транспортном бизнесе – и уже затем была приглашена в ОАО «РЖД» и на государственную гражданскую службу.
– Как Вы считаете, быть женщиной в транспортной отрасли – преимущество или сложность?
– По ряду транспортных профессий есть ограничения для женщин, но это продиктовано заботой о сохранении здоровья женщины, ведь рождение детей требует здорового организма. Также традиционно воспитание детей и семейные заботы отнимают много времени. Но при грамотном подходе к организации труда можно достигнуть успехов, и я думаю, что у меня это получилось.
– Какие личностные качества необходимы работницам транспорта?
– В первую очередь – энергия и стремление достигнуть желаемых целей. Большую роль играет ответственность, нужно не бояться высказывать свое мнение и отстаивать свою позицию в коммуникациях с участниками транспортных рынков и государственными органами, а также умение договариваться в сложных рабочих процессах с коллегами. Лично мне помогает стремление к повышению знаний и применению их на практике, это дает значительный рост профессиональных компетенций. Именно это стремление помогло мне в написании и защите сначала кандидатской, затем и докторской диссертации, и мои научные исследования носят прикладной характер. По моим разработкам в практике логистических сервисов уже давно курсируют рефрижераторные контейнерные поезда и контейнеры-цистерны.
В данной связи хотела бы выразить благодарность моему учителю и научному руководителю, доктору технических наук, профессору Семену Моисеевичу Резеру и президенту Российского университета транспорта Борису Алексеевичу Лёвину за совместную работу и поддержку моей научной и педагогической деятельности.
– Как совместить профессиональный рост и семейные заботы?
– Это сложно, прежде всего нужна поддержка семьи и самоорганизованность. У меня всегда был довольно жесткий рабочий график, но я старалась строить его так, чтобы оставалось время на семью и домашние заботы, мой супруг всегда меня поддерживал.
Большую роль играет ответственность, нужно не бояться высказывать свое мнение и отстаивать свою позицию в коммуникациях с участниками транспортных рынков и государственными органами, а также умение договариваться в сложных рабочих процессах с коллегами.
– Встречали ли Вы случаи дискриминации по гендерному признаку?
– Я – нет, хотя многие коллеги-женщины на форумах и конференциях говорят об этом. Я тесно сотрудничаю с Союзом женских сил, участвую в женской «двадцатке» W20. И сейчас, в рамках участия российской делегации в подготовке меморандума, который будет представлен президентам стран «двадцатки» на саммите стран Группы двадцати в ноябре текущего года в Саудовской Аравии, мы формируем основные вопросы в части женского труда и включения женщин в цифровую экономику и женское предпринимательство.
– Как Вы считаете, почему женщин в транспортной отрасли меньше, чем мужчин?
– Прежде всего это связано с законодательством, которое ограничивает женщин и в части обучения, и в части дальнейшей работы на вредных и опасных производствах. Однако сейчас сделаны большие подвижки в этом вопросе – и Министерство труда и социальной защиты РФ с января 2021 года разрешило женщинам работать машинистами электричек, скоростных и высокоскоростных электропоездов. Эти профессии исключены из нового перечня производств, работ и должностей с вредными или опасными условиями труда, где ограничено применение труда женщин. Также ведомство разрешило женщинам водить большегрузные автомобили и сельскохозяйственную спецтехнику, работать на водном судне боцманом, шкипером и матросом, заниматься верхолазными работами на высоте свыше 10 м. А в части авиационного транспорта женщины уже давно есть среди командиров воздушных судов и отлично справляются. В то же время женщины все еще не могут управлять железнодорожными строительными машинами, заниматься ремонтом и техническим обслуживанием объектов инфраструктуры, если рабочий процесс предполагает поднятие и перемещение вручную тяжестей сверх установленных норм. Но нельзя забывать, что это прежде всего забота о женском здоровье.
– Чем Вы увлекаетесь, помимо транспорта?
– Люблю путешествовать, изучать страны и быт народов мира, устройство транспорта и коммуникаций за рубежом. Не перестаю восхищаться красотами Чехии и Австрии, а вот лучшее море, пожалуй, в Испании. Увлекаюсь чтением, поэзии предпочитаю прозу, среди любимых авторов – Рэй Брэдбери, Иван Тургенев, Федор Достоевский и Теодор Драйзер. Также у меня есть любимая такса по кличке Марсель.
Хочу пожелать всем дорогим дамам – коллегам в транспортной отрасли больших производственных успехов, личного счастья и всегда весеннего настроения!