Палитра общих интересов
Яркая палитра красок присуща не только осенним дням, но, как показал один из них, и деловым событиям. Завершившийся в Москве Транспортно-логистический форум «Грузовая панорама», организованный журналом РЖД-Партнер, был отмечен разнообразием тем, деловых контактов и итоговых выводов.
Одним из ее самых актуальных вопросов, живо волнующих всех участников рынка, стал вопрос ставок на полувагоны, которые всегда тонко резонируют с конъюнктурой рынка. Как прогнозирует директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли компании «Газпромбанк Лизинг» Марина Беленкова, при сохранении низких цен на уголь и высокого выпуска вагонов в течение полугода возможно снижение ставок на полувагоны. По данным лизинговой компании, ставки в августе 2019 года составили 1,7 тыс. руб. в сутки и имеют тенденцию к уменьшению. При этом М. Беленкова отметила рост затрат на эксплуатацию полувагона, которые в указанном месяце составляли до 560 руб. за вагон в сутки. Главной причиной увеличения эксплуатационных издержек в компании считают рост стоимости колесных пар.

Обнадеживающей новостью стало и сообщение генерального директора Института экономики и развития транспорта Алексея Замкового о том, что на основании данных грузовой работы РЖД за июль и август текущего года погрузка вернулась к уровню 2018-го. А тенденции и планы грузоотправителей на осень позволяют ожидать результатов не ниже уровня прошлого года, чего достаточно для выполнения базового сценария долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года в 2019-м в запланированных параметрах.
Однако главным ожиданием участников рынка от РЖД остается требование доступности к инфраструктуре железных дорог. Правда, хорошая доступность сети зачастую выходит боком: уменьшением пропускных способностей, сгущенностью грузопотоков. В некомфортных условиях перевозок грузоотправитель уходит на автотранспорт, который, в свою очередь, работает в непрозрачных условиях и вынужден нарушать строгие предписания регуляторных органов, спускающих вниз важные для отрасли законы без соответствующих механизмов контроля за их выполнением. В тотальной неразберихе транспортных проблем зачастую становится сложно понять, что же стало спусковым механизмом, вызвавшим лавину: то ли ставки операторов, то ли порожний пробег на встречных направлениях, то ли конъюнктура спроса.
Для достижения поставленных президентом страны задач роста несырьевого экспорта, который к 2024 году должен достичь показателей в $45 млрд, РЭК подготовил прогнозы возможностей и направлений для таких перевозок. По нашим данным, основной прирост нам даст масложировая продукция, мука, а также скоропортящиеся грузы.
В рамках Восточного экономического форума нами были подписаны соглашения с «РЖД Логистикой» и контейнерными терминалами «Селятино» Московской области и «Ворсино» Калужской области на запуск агроэкспрессов в город Чэнду, которые отправятся уже в сентябре.
Алевтина Кириллова,
руководитель проектов по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр» (РЭК)
К упорядочиванию работы в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом призывают и в ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс». Предложения автоперевозчиков сводятся к тому, что необходимо принять закон о грузовых автомобильных перевозках, выстроить реальную систему контроля за исполнением законодательства, провести его аудит, внедрить в автогрузоперевозках почасовую систему оплаты и строить дороги для движения по ним с повышенной нагрузкой.

А в Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров России считают целесообразным разработать систему автоматического начисления штрафов и пеней за превышение нормативных сроков перемещения грузовых вагонов. В настоящее время Минтрансом России внесены различные предложения по утверждению изменений в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Они касаются усиления ответственности грузовладельцев и владельцев железнодорожных путей за задержку грузовых вагонов под погрузкой/выгрузкой, увеличения стоимости порожнего пробега и т. д. При этом механизм штрафов, пеней и других поборов работает автоматически. Однако когда дело касается претензий к ОАО «РЖД» по сверхнормативному пробегу, владелец подвижного состава или грузоотправитель должны обращаться в арбитраж. Более того, такое обращение всегда приводит к испорченным отношениям с железной дорогой. В то же время в электронной железнодорожной накладной содержится вся информация по наложению штрафов на движенцев.
Сделать процессы более прозрачными помогут совместные усилия Минтранса, РЖД и участников рынка при разработке и внедрении системы автоматического начисления штрафов и пеней за превышение нормативных сроков перемещения грузовых вагонов. Но чтобы начать такую работу, рынок должен сформулировать общую позицию. И, как отметил один из участников конференции, такие мероприятия журнала, как состоявшийся форум, позволяют консолидировать мнения и выработать единый понятийный аппарат, который как минимум хотя бы косвенным образом позволит взаимодействовать с тем же ОАО «РЖД» при обсуждении рабочих моментов на достаточно системном уровне.

Екатерина Борисова
Made on
Tilda