Юрий Саакян,
генеральный директор ИПЕМ

Железнодорожный транспорт сегодня играет важную роль в экономике России, можно даже сказать одну из ключевых. В настоящее время в структуре грузооборота страны доля железнодорожного транспорта (без учета трубопроводного, который перевозит только определенные категории грузов) превышает 85%. >>
В структуре перевозок пассажиров роль железнодорожного транспорта не менее значима: в междугороднем пассажирообороте его доля составляет 44,5%, в пригородном – более 60%.

В настоящее время транспортную отрасль нашей страны невозможно представить без компании «Российские железные дороги», в некоторые регионы грузы и пассажиры могут доставляться только поездами ОАО «РЖД».

Традиционно железнодорожная система России занимает одну из лидирующих позиций в мире. Протяженность железнодорожной инфраструктуры общего пользования России составляет более 85 тыс. км и по этому показателю уступает только железнодорожным сетям США и Китая. При этом более половины наших железнодорожных путей электрифицированы, а в США, к примеру, электрификация затронула лишь 1% путей.

Интенсивность работы железных дорог России самая высокая в мире: на 1 км пути приходится почти 27 млн т перевезенного груза. При этом данный показатель постоянно растет, что свидетельствует о росте эффективности использования железнодорожной инфраструктуры.

ОАО «РЖД» было образовано в ходе реформы железнодорожного транспорта. В период с 2003 по 2016 год компании удалось повысить основные количественные и качественные показатели работы железнодорожного транспорта. По итогам 2016 году погрузка на сети РЖД составила 1,2 млрд т, что на 6,2% выше уровня 2003-го, а грузооборот увеличился более чем на 40%, до 2,3 трлн тарифных т-км. При этом за время работы компании российская экономика пережила два экономических кризиса, которые существенно повлияли на объем производства и грузовую базу транспорта.

ОАО «РЖД» осуществляет перевозку различных грузов: не только высокоприбыльных (продукция высокой степени передела: например, черные металлы и нефтепродукты), но и социально значимых. Это положительным образом отражается на развитии отраслей нашей промышленности и повышает наши конкурентные позиции на мировых рынках. К примеру, с 2000 по 2016 год объем перевозки угля вырос более чем в 1,4 раза, а отправки на экспорт увеличились в 4,3 раза.

Кроме того, железнодорожный транспорт является основным потребителей продукции транспортного машиностроения России. В ходе реформирования отрасли и появления операторов приватных вагонов только в обновление вагонного парка было привлечено более 1,1 трлн руб. частных инвестиций. Суммарно в период 2003–2016 гг. на сеть было поставлено более 700 тыс. вагонов, что позволило сократить их средний возраст с 18,2 лет в 2003 г. до 13,3 лет в 2016 г.

ОАО «РЖД» является единственным крупным потребителем локомотивов и железнодорожных рельсов. С 2010 по 2016 год было закуплено более 3850 локомотивов общей стоимостью более 350 млрд руб. Для сравнения: с 1992 по 1999 год объем закупки составил менее 700 ед. В последние годы компанией осуществляется закупка современной техники, к их числу можно отнести такие серии локомотивов, как 2ЭС10 2ЭС5, ЭП20, 2ТЭ25А, ТЭП70БС. Поставка современных локомотивов позволила снизить расход электроэнергии и условного топлива при одновременном увеличении средней массы грузового поезда, что приводит к общей оптимизации затрат железнодорожного транспорта. Значительный портфель заказа железнодорожной техники и материалов для инфраструктуры активно поддерживает промышленное производство Российской Федерации от добывающей промышленности до высокотехнологичных сфер.

В последние годы работники ОАО «РЖД» прикладывают значительные усилия для оптимизации расходов компании. В связи с этим только в 2014 году в результате реализации всех необходимых мер по сокращению затрат ОАО «РЖД» оптимизировало расходы на сумму в 85,5 млрд руб. В результате ОАО «РЖД» смогло выйти на безубыточную деятельность.

На основе всего сказанного можно сделать вывод о том, что железнодорожная отрасль адаптировалась к деятельности в новых регуляторных условиях, вызванных реструктуризацией отрасли.


Людмила Захарова,
старший научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН, к. э. н.

Строительство железнодорожной инфраструктуры всегда придавало значимый импульс развитию экономики страны как на уровне регионов, так и в более широком масштабе, поскольку железная дорога обеспечивает возможности бесперебойного и стабильного грузо- и пассажиропотока на всем своем протяжении. >>
В расширении российской сети железных дорог особое место принадлежит строительству Транссибирской магистрали, позволившей связать Сибирь и Дальний Восток с западными регионами нашей страны. В XXI веке в условиях глобализации и роста азиатского центра мировой экономики перед российской транспортной системой в целом и железной дорогой в частности встали задачи более эффективной интеграции с транспортно-логистической системой Азиатско-Тихоокеанского региона для увеличения транзитных грузопотоков из стран Северо-Восточной Азии в Европу через Россию.

Составным элементом курса на углубленную интеграцию в экономическое пространство АТР является реализация региональных проектов многостороннего сотрудничества. Одним из них стала инициатива по соединению Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги (пока не действующей). На первом этапе ее реализации было осуществлено восстановление 54-километрового участка железной дороги от ст. Хасан (Россия) до порта Раджин (КНДР) и строительство в порту Раджин многофункционального терминала для организации интермодальных перевозок с выходом на Транссиб. И хотя расчет на участие в проекте Южной Кореи как поставщика контейнерных грузов не оправдался, Россия и КНДР продолжили работу. В настоящее время объем обрабатываемых в порту Раджин насыпных грузов, следующих транзитом из России в страны Северо-Восточной Азии, ежегодно растет.

Помимо укрепления общих позиций России на Корейском полуострове, реализация транспортно-логистического проекта Хасан – Раджин способствует формированию в глазах северных и южных корейцев позитивного имиджа российского бизнеса, который четко выполняет свои обязательства. При этом в перспективе Россия может рассчитывать на улучшение ситуации на Корейском полуострове, что позволит южнокорейским компаниям активно подключиться к проекту Хасан – Раджин и модернизации участка северокорейской железной дороги от Раджина до границы с Южной Кореей, тем самым ускорив восстановление Транскорейской магистрали на всем ее протяжении.

Конкуренция за грузы из Азии в Европу с морским транспорт, а также развитие в рамках китайского проекта Экономический пояс Великого шелкового пути и других транспортных коридоров – все это должно подстегивать Россию к ускорению реализации программы по модернизации Транссиба, а российские компании – к выработке привлекательных условий для грузоперевозчиков. Более широкое использование российского логистического потенциала в случае повышения эффективности и соотношения цена-качество для транзитных грузоперевозок может стать одним из важных направлений диверсификации несырьевой специализации России в мировой экономике.

Анатолий Зайцев,
руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПС
Российским железным дорогам исполняется 180 лет – и это прекрасный повод вспомнить их прошлое и поразмышлять о будущем. Железные дороги в России играют даже более значимую роль, чем в других странах. Во многие места можно добраться только по железной дороге. Кроме того, по территории РФ проложены евро-азиатские транспортные коридоры. >>

Российским железным дорогам исполняется 180 лет – и это прекрасный повод вспомнить их прошлое и поразмышлять о будущем. Железные дороги в России играют даже более значимую роль, чем в других странах. Во многие места можно добраться только по железной дороге. Кроме того, по территории РФ проложены евро-азиатские транспортные коридоры.

За свой долгий путь развития железные дороги сильно изменились. Каждый этап был ознаменован инновационным прорывом для своего времени, который всегда имел весомый мультипликативный эффект.

Появление паровой тяги в свое время привело к перестройке прежней системы гужевых перевозок. Переход на тепловую, а затем электрическую тягу значительно ускорил темпы индустриализации страны. Причем сегодня сеть РЖД на 80% электрифицирована, что является одним из наиболее высоких показателей по сравнению со стальными магистралями других стран. Правда, нас уже догоняет Китай.

Сегодня российские железные дороги подходят к очередному витку своего развития: увеличивается масса поездов и скорости движения. Но стоит ли повторять классические модели, реализованные в других странах? Взять, скажем, высокоскоростное движение. По оценкам ученых, создание скоростного евро-азиатского моста по классической модели обойдется в 19–20 трлн руб. А магнитолевитационная система – втрое дешевле. Правда, на это необходима, как говорили в старину, государева воля.

В любом случае появление новых транспортных систем – это очередной этап эволюции развития железных дорог. Магнитолевитационный транспорт – это, по сути, переход с системы «рельс–колесо» на новый тип подвеса и приведения поездов в движение. С технической точки зрения, многое уже сделано. Мы подобрали возможный полигон для испытания инновационного подвижного состава, создали кластер российских предприятий, способных выпускать комплектующие для магнитолевитационной системы. И готовы продолжать развитие в этом направлении.
Сергей Харлашкин,
председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
Железные дороги – национальное достояние нашей страны на протяжении уже почти двух веков. В моменты самых непростых исторических событий железная дорога выполняла стратегически важное значение, порой спасая человеческие жизни и давая импульс экономическому развитию целых регионов. >>
Являясь одной из самых протяженных в мире, железнодорожная сеть России имеет огромное государственное значение, ведь именно посредством железнодорожного сообщения обеспечивается стабильная система доставки грузов на промышленные предприятия, осуществляется большой объем пассажирских перевозок. Развитие железнодорожной инфраструктуры для России с ее широкой географией стоит в ряду приоритетных государственных задач: необходимо активно инвестировать в строительство новых путей, продолжать работу по модернизации линий, повышать безопасность и антитеррористическую защищенность на железных дорогах.

Отрадно, что сегодня руководство ОАО «РЖД» ведет системную деятельность по реализации мероприятий, направленных на устойчивое развитие железнодорожного комплекса, ставит амбициозные цели и находит пути их достижения. А мы со своей стороны всегда готовы участвовать в совместных проектах.


© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Елена Ушкова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda