CПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР
"Танковые перспективы и реальность"
Интервью по поводу
РЖД-Партнер поговорил с участниками рынка о проблемах и перспективах развития перевозок в танк-контейнерах.

Стоимость и скорость – ключевые факторы при выборе способа доставки
Танк-контейнеры появились на рынке перевозок жидких опасных грузов в 60-х гг. XX века. Развитие и усовершенствование этого оборудования позволило им занять прочные позиции и стать одними из наиболее надежных и экономичных транспортных средств, отвечающих различным международным и национальным требованиям. О том, что сейчас представляют собой контейнеры-цистерны и почему они востребованы на рынке, рассуждает генеральный менеджер по железнодорожному транспорту холдинга AsstrA Дмитрий Микелев.
– Дмитрий Львович, какие номенклатуры больше всего тяготеют к перевозкам в танк-контейнерах и почему?

– В первую очередь они предназначены для перевозки жидкостей, сжиженных газов и ряда сыпучих продуктов. Использование танк-контейнеров значительно снижает затраты на перевозку в сравнении с транспортировкой жидкости того же объема в бочках: танк-контейнеры вмещают на 60% больше перевозимого продукта, занимая то же пространство и имея аналогичную стоимость транспортировки. Но главное, что танк-контейнеры удобны при перевозке в мультимодальном сообщении с использованием нескольких видов транспорта (автомобиль, железная дорога, водный транспорт). Так как базовым транспортным модулем является 20-футовый контейнер, танк-контейнеры можно перевозить без перетарки груза при смене транспорта, в отличие от железнодорожных и автоцистерн. Это свойство танк-контейнеров обеспечивает сохранность и безопасность транспортировки грузов. Габариты и посадочные размеры 20-футового танк-контейнера стандарта ISO полностью совпадают с размерами 20-футового сухогрузного контейнера, что позволяет без каких-либо ограничений перевозить их на железнодорожных платформах. Например, по два груженых танк-контейнера на 40-футовой фитинговой платформе или три порожних контейнера на 60-футовой фитинговой платформе – на полуприцепе седельного тягача. В ряде европейских стран допускается перевозка двух танк-контейнеров одним тягачом, в частности, на морских и речных судах, где допускается штабелирование до 8 ярусов.

Танк-контейнеры позволяют организовать перевозку жидких опасных и пищевых грузов от двери до двери, без промежуточной перевалки груза в портах и на железнодорожных станциях. Отсутствие перевалки груза сокращает время и стоимость транспортировки, а также существенно увеличивает безопасность такой перевозки, поскольку, как известно, подавляющее большинство инцидентов с опасными грузами происходит именно при перевалке груза из одного транспортного средства в другое или в емкости временного хранения.

– Многофункциональность танк-контейнеров не ограничивается тем, что они пригодны для всех видов транспорта. Зачастую их еще используют как резервуары для хранения. В каких случаях, на Ваш взгляд, такой подход оправдан?

– Цистерна танк-контейнера изготовлена из высококачественной нержавеющей стали, устойчивой к воздействию перевозимых продуктов и не воздействующей на них. Они удобны для хранения жидкостей как на оборудованной территории (контейнерные терминалы), так и на необорудованной, поскольку не требуют подготовленной площадки.

– Достаточно ли развита в России законодательная база? Насколько она актуализирована и позволяет ли эффективно организовывать работу по перевозке грузов в танк-контейнерах?

– Для транспортировки танк-контейнеров по территории Российской Федерации не требуются какие-либо дополнительные сертификаты или одобрения. Конструкция танк-контейнеров предусматривает возможность постановки таможенных пломб (TIR). Это позволяет перевозить груз, прошедший таможенное оформление и опломбированный непосредственно на заводе – производителе химической продукции, транзитом через несколько государств, без проведения промежуточных таможенных досмотров.

Танк-контейнеры являются относительно новым, экзотическим транспортным средством для российского рынка, хотя первые танк-контейнеры появились у нас еще в 80-х гг. В последние несколько лет, с ростом объемов экспорта и импорта химической и пищевой продукции, возрос спрос на это оборудование.

– Какие факторы, по Вашему мнению, способствуют росту популярности этого транспортного средства в России?

– Ключевые критерии, как правило, – это стоимость и скорость доставки. Если говорить о перевозке химической продукции по железной дороге, то цена этой услуги из расчета на тонну ниже, чем доставка в железнодорожных цистернах. К тому же из-за несовпадения ширины железнодорожной колеи отсутствует возможность прямых поставок продукции в/из Европы в железнодорожных цистернах. Еще одна причина – дефицит железнодорожных цистерн для целого ряда грузов. Также на руку танк-контейнерам играет невозможность перевалки жидких грузов на многих железнодорожных станциях и портах. В целом же можно отметить, что танк-контейнерные перевозки снимают многие транспортные проблемы, снижают транспортные расходы и повышают качество перевозки в целом. За счет этого российские предприятия могут существенно расширить круг поставщиков и потребителей своей продукции.

Беседовала Татьяна Симонова
Перевозки по правилам
Перевозка опасных жидких грузов в контейнерах-цистернах (КЦ), или, как их еще называют, танк-контейнерах, по железным дорогам – это особый вид транспортировок, требующий исключительной ответственности. Не случайно международные и национальные правила предъявляют высокие стандарты к производителям, собственникам, перевозчикам и операторам. Эти требования направлены на обеспечение качества, безопасности и защиты окружающей среды, поскольку главным назначением танк-контейнеров является перевозка разных по химическому составу и плотности опасных грузов. Долгое время камнем преткновения было несовпадение внутрироссийских и международных требований. Насколько сегодня актуализирована и адаптирована нормативно-правовая база специально для ИА РЖД-Партнер.ру рассказал генеральный директор компании «СинтезРейл» Павел Шидловский.
– Павел Станиславович, как Вы считаете, сейчас как-то удалось адаптировать правила перевозок грузов в танк-контейнерах?

– Работа по актуализации национальных и международных стандартов производится постоянно, однако не такими темпами, какими бы хотелось. В частности, возникла необходимость привести в соответствие российский стандарт ГОСТ 53350-2009 с международным ISO 668:1995 (с доп. 2013-2016) в части контейнеров, имеющих массу брутто М=36000 кг. Этап этой работы планируется завершить к октябрю 2017 года.

– Это шаг вперед. Но все-таки, что, на Ваш взгляд, сегодня сдерживает темпы роста перевозок грузов в танк-контейнерах?

– Основным препятствием является неготовность многих институтов принять происходящие перемены и адекватно на них реагировать. Сиюминутные корректировки и дополнения нормативной базы не принесут желаемых результатов. Требуется комплексный взвешенный подход для выработки единой политики в области перевозок опасных грузов по сети железных дорог РФ.

Кроме того, необходимо развивать соответствующую инфраструктуру. Длительное время на многих промышленных предприятиях инженерные сети, коммуникационные сооружения, сливоналивные эстакады были ориентированы только на работу с вагонами-цистернами. В некоторых случаях возникают сложности с применением имеющихся грузоподъемных механизмов при погрузке-разгрузке контейнеров-цистерн массой брутто 36 т.

– Достаточно ли развита законодательная база? Насколько она актуализирована и позволяет эффективно организовывать работу по перевозке грузов в танк-контейнерах?

– Несмотря на указанные выше трудности, проблемы и расхождения в подходах к тому, какими должны быть перевозки наливных грузов в КЦ на железнодорожном транспорте, у нас в стране сложилась достаточно эффективная система регулирования перевозок опасных грузов в танк-контейнерах. Существующая процедура прозрачна и понятна как отечественным, так и зарубежным компаниям-операторам. Что наиболее важно, она обеспечивает необходимый уровень безопасности. Ключевая роль в этом процессе принадлежит Российскому морскому регистру судоходства.

– В России вся деятельность, связанная с танк-контейнерами, регламентируется морским регистром судоходства. Причем даже если приобретаются импортные танк-контейнеры, имеющие сертификат, для их эксплуатации на внутреннем рынке все равно необходимо освидетельствование РМРС с последующим получением экспертного заключения. Насколько это сложный процесс?

– Как прописано в Правилах перевозки опасных грузов по железным дорогам, контейнеры-цистерны, кроме всего прочего, должны иметь сертификат компетентного органа, подтверждающий возможность перевозки в нем соответствующего опасного груза, хотя это положение и противоречит международной практике. Однако правила действуют, и их следует выполнять, поэтому для оформления разрешения на перевозку опасных грузов в КЦ по сети железных дорог инспектор РМРС (РС) производит осмотр емкостей, построенных за рубежом, чтобы удостовериться в правильности информации, содержащейся в поданной заявке на экспертизу, и возможности перевозок опасных грузов в них. Процесс этот не занимает много времени. Хочу еще раз подчеркнуть, что получение разрешения касается исключительно перевозок по железным дорогам.

– Какие положения Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, по Вашей оценке, требуют изменений? Какие дополнения, на Ваш взгляд, необходимы? Можете привести какие-то примеры?

– Как я уже отмечал выше, для перевозок опасных грузов в КЦ, согласно Правилам перевозок грузов железнодорожным транспортом, требуется получения разрешения у Российского морского регистра судоходства. Это противоречит международным правилам (МПОГ, ДОПОГ, UIC), ни в одной стране мира такого нет. Все контейнеры, включая контейнеры-цистерны, в России и за рубежом изготавливаются по единым международным правилам, в основе которых – рекомендации ООН, и которые на основании подписанных международных обязательств признает РФ. Возможность перевозок опасных грузов в конкретном типе Т1-Т75 КЦ определяется на основании перечисленных выше документов, и получения дополнительных разрешений от компетентного национального органа не требуется. Но это только с одной стороны. С другой – регламентирующих документов много, они очень объемные, и зачастую работникам железнодорожного транспорта сложно оперативно определить правомерность предъявления к перевозке контейнеров-цистерн с опасным грузом. Вот в этом случае квалифицированное заключение РС и снимает все вопросы о легитимности конкретной перевозки.

– Из-за каких нормативных несовершенств танк-контейнеры теряют объемы перевозимых грузов? Каких видов транспорта это касается в большей степени?

– Многие железнодорожные станции на сети не открыты для работы с крупнотоннажными контейнерами, в том числе с контейнерами-цистернами. Не скажу, что определенный законодательством механизм открытия данных объектов несовершенен. Нет, скорее, он требует определенных временных затрат, которые, конечно, хотелось бы сократить без ущерба для безопасности перевозок.

Кроме того, практика транспортировки опасных грузов по российским железным дорогам показывает, что некоторые нормативные документы, касающиеся контейнеров, были разработаны и внедрены перевозчиком как ведомственные документы МПС/ОАО «РЖД». В настоящий момент они устарели, требуется их пересмотр, а это уже относится к компетенции Министерства транспорта РФ. А поскольку танк-контейнеры – мультимодальное транспортное оборудование, это касается всех видов транспорта.

– Имеет ли смысл оптимизировать тарифную политику по перевозке нефтепродуктов и химических грузов в танк-контейнерах, чтобы сохранить данную номенклатуру на сети РЖД? И каким образом, по Вашему мнению, лучше всего это сделать?

– Тарифная политика является главным фактором формирования, сохранения и роста рынка перевозок всех грузов по железным дорогам, и контейнер-цистерны – не исключение. А в условиях конкуренции между видами транспорта, например, автомобильным и железнодорожным, это особенно важно. Я более чем уверен, что руководство ОАО «РЖД» это прекрасно понимает и уделяет этому достаточно внимания.

Несомненно, перевозки химических грузов в танк-контейнерах в РФ будут развиваться, особенно по мере расширения новых технологий в промышленности, транспорте и интеграции нашей страны в мировую экономику. Для реализации этих технологий требуются более квалифицированный персонал, современный (инновационный) подвижной состав, развитая инфраструктура международного уровня, что является хорошим подспорьем в развитии государства.

Беседовала Татьяна Симонова

© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Татьяна Симонова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda