CПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР
"Танковые перспективы и реальность"
Интервью по поводу
РЖД-Партнер поговорил с участниками рынка о проблемах и перспективах развития перевозок в танк-контейнерах.

Стоимость и скорость – ключевые факторы при выборе способа доставки
Танк-контейнеры появились на рынке перевозок жидких опасных грузов в 60-х гг. XX века. Развитие и усовершенствование этого оборудования позволило им занять прочные позиции и стать одними из наиболее надежных и экономичных транспортных средств, отвечающих различным международным и национальным требованиям. О том, что сейчас представляют собой контейнеры-цистерны и почему они востребованы на рынке, рассуждает генеральный менеджер по железнодорожному транспорту холдинга AsstrA Дмитрий Микелев.
– Дмитрий Львович, какие номенклатуры больше всего тяготеют к перевозкам в танк-контейнерах и почему?

– В первую очередь они предназначены для перевозки жидкостей, сжиженных газов и ряда сыпучих продуктов. Использование танк-контейнеров значительно снижает затраты на перевозку в сравнении с транспортировкой жидкости того же объема в бочках: танк-контейнеры вмещают на 60% больше перевозимого продукта, занимая то же пространство и имея аналогичную стоимость транспортировки. Но главное, что танк-контейнеры удобны при перевозке в мультимодальном сообщении с использованием нескольких видов транспорта (автомобиль, железная дорога, водный транспорт). Так как базовым транспортным модулем является 20-футовый контейнер, танк-контейнеры можно перевозить без перетарки груза при смене транспорта, в отличие от железнодорожных и автоцистерн. Это свойство танк-контейнеров обеспечивает сохранность и безопасность транспортировки грузов. Габариты и посадочные размеры 20-футового танк-контейнера стандарта ISO полностью совпадают с размерами 20-футового сухогрузного контейнера, что позволяет без каких-либо ограничений перевозить их на железнодорожных платформах. Например, по два груженых танк-контейнера на 40-футовой фитинговой платформе или три порожних контейнера на 60-футовой фитинговой платформе – на полуприцепе седельного тягача. В ряде европейских стран допускается перевозка двух танк-контейнеров одним тягачом, в частности, на морских и речных судах, где допускается штабелирование до 8 ярусов.

Танк-контейнеры позволяют организовать перевозку жидких опасных и пищевых грузов от двери до двери, без промежуточной перевалки груза в портах и на железнодорожных станциях. Отсутствие перевалки груза сокращает время и стоимость транспортировки, а также существенно увеличивает безопасность такой перевозки, поскольку, как известно, подавляющее большинство инцидентов с опасными грузами происходит именно при перевалке груза из одного транспортного средства в другое или в емкости временного хранения.

– Многофункциональность танк-контейнеров не ограничивается тем, что они пригодны для всех видов транспорта. Зачастую их еще используют как резервуары для хранения. В каких случаях, на Ваш взгляд, такой подход оправдан?

– Цистерна танк-контейнера изготовлена из высококачественной нержавеющей стали, устойчивой к воздействию перевозимых продуктов и не воздействующей на них. Они удобны для хранения жидкостей как на оборудованной территории (контейнерные терминалы), так и на необорудованной, поскольку не требуют подготовленной площадки.

– Достаточно ли развита в России законодательная база? Насколько она актуализирована и позволяет ли эффективно организовывать работу по перевозке грузов в танк-контейнерах?

– Для транспортировки танк-контейнеров по территории Российской Федерации не требуются какие-либо дополнительные сертификаты или одобрения. Конструкция танк-контейнеров предусматривает возможность постановки таможенных пломб (TIR). Это позволяет перевозить груз, прошедший таможенное оформление и опломбированный непосредственно на заводе – производителе химической продукции, транзитом через несколько государств, без проведения промежуточных таможенных досмотров.

Танк-контейнеры являются относительно новым, экзотическим транспортным средством для российского рынка, хотя первые танк-контейнеры появились у нас еще в 80-х гг. В последние несколько лет, с ростом объемов экспорта и импорта химической и пищевой продукции, возрос спрос на это оборудование.

– Какие факторы, по Вашему мнению, способствуют росту популярности этого транспортного средства в России?

– Ключевые критерии, как правило, – это стоимость и скорость доставки. Если говорить о перевозке химической продукции по железной дороге, то цена этой услуги из расчета на тонну ниже, чем доставка в железнодорожных цистернах. К тому же из-за несовпадения ширины железнодорожной колеи отсутствует возможность прямых поставок продукции в/из Европы в железнодорожных цистернах. Еще одна причина – дефицит железнодорожных цистерн для целого ряда грузов. Также на руку танк-контейнерам играет невозможность перевалки жидких грузов на многих железнодорожных станциях и портах. В целом же можно отметить, что танк-контейнерные перевозки снимают многие транспортные проблемы, снижают транспортные расходы и повышают качество перевозки в целом. За счет этого российские предприятия могут существенно расширить круг поставщиков и потребителей своей продукции.

Беседовала Татьяна Симонова

© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Татьяна Симонова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda