Специальный проект компании Терминал логистик
Связующее звено российского эксклава
Статус единственной в Балтийском регионе регулярной международной паромной линии под российским флагом вот уже 10 лет сохраняет переправа Усть-Луга – Балтийск. Несмотря на трудные метеоусловия и ограниченное число судов, сервис продолжает обеспечивать круглогодичное морское сообщение России с ее эксклавом – Калининградской областью. 17 июля 2017 года к работе на линии вернулся отсутствовавший почти 2 года грузопассажирский паром Petersburg. А к 2020-му задействованный в переправе флот должен пополниться сразу тремя новыми судами.
Балтийское море открывает горизонты

Возвращение грузопассажирского парома Petersburg стало своеобразным подарком для отмечающей свое 10-летие автомобильно-железнодорожной паромной линии Усть-Луга – Балтийск – порты Германии.

Ее прообразом и основой стала открытая 2 октября 1986 года паромная переправа Клайпеда (СССР) – Мукран (ГДР), спроектированная специально для отправки грузов в Германию в обход Польши без повышения транзитного тарифа. В рамках реализации проекта в портах Клайпеда и Мукран специально для двухпалубных паромов проекта EGF 321 (Mukran) были построены двухъярусные подъемно-переходные железнодорожные мосты с эстакадами, имеющими по пять путей. Это позволило уменьшить совокупное время обработки парома (выгрузка и погрузка 100–108 вагонов общим весом брутто до 7,1 тыс. т в каждом направлении) до 4–6 ч. Технология включала в себя одновременный накат вагонов по двум путям на верхнюю и нижнюю палубы. Суда аналогичной вместимости, работавшие с 1980-х гг. на черноморской линии Ильичевск – Варна («Герои Шипки», «Герои Плевны», «Герои Одессы», «Герои Севастополя») требовали гораздо больше времени на обработку. За счет созданных в порту Мукран комплексов по замене тележек вагонов с русской колеи (1524 мм) на европейскую (1435 мм) удалось до минимума сократить и продолжительность проведения маневровых операций. А работающие поныне крытые склады перевалочных комплексов позволяют обходиться и вовсе без замены тележек.
Наладить паромное сообщение с эксклавом было решено в 1995 году, а спустя 8 лет на открывшуюся регулярную линию Санкт-Петербуг – Калининград встал первый грузопассажирский паром «Георг Отс». Тем не менее переправа не справлялась с обеспечением полноценной транспортной доступности Калининградской области. Под вопросом были и перспективы развития независимого транспортного сообщения России со странами Европы. Поэтому вскоре старт был дан более масштабному инфраструктурному проекту – железнодорожно-автомобильной грузопассажирской паромной линии Усть-Луга – Балтийск – порты Германии, способной принимать все типы курсирующих по Балтике паромов. Официальный ввод в эксплуатацию новой переправы состоялся 10 сентября 2006-го, а спустя год началась ее полноценная коммерческая деятельность.

Важнейшую роль в запуске и становлении Линии сыграли её первый оператор - Балтийская Судоходная Компания, АО "РЖД" и ФГУП "РОСМОРПОРТ", выступив по сути "Локомотивами" проекта.

За 10 лет линия успела сменить несколько операторов (Балтийская судоходная компания, «Аншип», БФИ, «Оборонлогистика») и форматов работы. Но приблизиться к расчетному количеству месячных рейсов занятым в сообщении компаниям удалось только в 2017 году, после найденного компромисса во взаимозачетах и исключения контрпродуктивной конкуренции.
Как паром вы назовете…

В настоящее время на линии Усть-Луга – Балтийск курсируют три грузопассажирских парома. Все они – немецкого производства, но ходят исключительно под российским флагом. Первым на переправу был поставлен модернизированный «Балтийск» вместимостью около 100 условных вагонов с грузом проекта Railship II. Рейс из Санкт-Петербурга в Калининград, в который он отправился 7 сентября 2006 года, продлился 32 часа. «Брат-близнец» «Балтийска», паром «Амбал» (Railship III), подключился к сообщению с эксклавом в 2010 году. Каждое из судов способно развивать скорость до 18,5 узлов при длине 187,7 м и ширине 21,6 м.
В 2010 году к работе на линии приступил автомобильно-железнодорожный грузопассажирский паром Petersburg проекта Mukran 103, вмещающий 114 пассажиров, 50 ж/д вагонов и столько же грузовых автомобилей. На момент своего запуска в эксплуатацию в 1986 году именно он носил звание самого большого железнодорожного парома в мире – при длине почти 200 м и ширине 28 м он разгоняется до 18,9 узлов.
Из пяти "sister ships", построенных для линии Клайпеда – Мукран немецким предприятием VEB Mathias-Thesen-Werft/Nordic Yards Werft, только Mukran оказался занят в паромном сообщении с Калининградом. Название Petersburg он получил лишь в 1995 году, после капитального ремонта и модернизации, давшей возможность судну перевозить автомобили. В свой первый регулярный рейс из Балтийска в Усть-Лугу оно отправилось в конце 2010 года, приняв на борт 48 вагонов.

После 5 лет работы, в связи с введением санкций со стороны ЕС, грузопоток из ФРГ сократился настолько, что судовладелец вынужден был приостановить эксплуатацию парома на линии Усть-Луга – Балтийск – Засниц и поставить паром к причалу. Возобновить грузопассажирское паромное сообщение с Калининградской областью удалось лишь 17 июля 2017 года – вышедший из Северной столицы Petersburg взял на борт 51 железнодорожный вагон, 17 ед. накатной техники и 17 пассажиров.

Агентами двух паромов («Балтийск» и Petersburg) в порту Усть-Луга и Балтийск в данный момент выступают компании «Терминал-Логистик» и «ТрансЭксИм» соответственно.
Отметим, что надежды на вернувшийся в строй паром возлагались давно – в случае консолидации на борту парома Petersburg автомобильного грузопотока сократилось бы время обработки железнодорожных паромов-близнецов «Балтийск» и «Амбал» (на «Петербурге» грузовые операции с машинами занимают всего 2–3 ч, на железнодорожных обычно 4–8 ч). К тому же возвращение «Петербурга» способствовало увеличению числа самих рейсов. Достигнуть месячной емкости всей линии около 3 тыс. вагонов и 1 тыс. автомобилей, по расчетам специалистов, линия смогла бы при выполнении 7 кругорейсов в месяц каждым из паромов. В таком формате в коммерческом смысле выигрывают все: и судовладельцы, и операторы терминалов, и грузоотправители, а также бюджет РФ всех уровней.


Идущие далеко в море планы

Несмотря на то, что техника паромной линии Усть-Луга – Балтийск была выпущена более 20 лет назад, списывать ее пока не собираются. При должном обслуживании суда прослужат еще много лет, уверяет руководство переправы.
«Конечно же, данные суда были спроектированы и построены в середине 80-х гг. прошлого века, не попадают в категорию современных быстроходных круизных лайнеров и едва ли могут конкурировать с современным флотом крупных европейских операторов. Но при должном техническом обслуживании они исправно прослужат еще много лет», – считает заместитель генерального директора ООО «Терминал-Логистик» Максим Захаренко.


Скользящее расписание паромов на линии объясняют техническими особенностями самих судов, метеоусловиями в акватории Балтийского моря, большим расстоянием и временем обработки в портах. Вернувшийся на Балтику Petersburg позволил оптимизировать график – отправки по маршруту Усть-Луга – Балтийск – Усть-Луга теперь будут происходить 3–4 раза в неделю. В будущем планируется и вовсе сократить ожидание следующего рейса до 1 суток – способствовать этому будет спуск на воду новых скоростных судов. Кроме того, в июне премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил план развития паромного сообщения с Калининградской областью, предусматривающий строительство сразу трех новых железнодорожных паромов, первый из которых должен быть сдан в 2019–2020 гг.

Тем самым большую часть грузопотока эксклава в будущем планируется переориентировать с сухопутного маршрута на паромную линию.
Активную работу по упрощению и ускорению таможенных процедур для паромного сообщения Усть-Луга – Балтийск уже давно проводят правительство РФ и Федеральная таможенная служба. Но на данный момент прохождение контроля по-прежнему обязательно – того требует статус Калининградской области как свободной экономической и таможенной зоны и необходимость следующих туда судов пересекать государственную границу.
Стабильность – гарант будущего

Перспективы развития сервисов морского торгового порта Усть-Луга вызывают все меньше сомнений в экспертной среде. Некоторые эксперты и вовсе сравнивают его с воронкой, которая втягивает и переваливает ближайшие грузопотоки, ранее следовавшие через Прибалтику и Санкт-Петербург. Помимо паромной линии, порт имеет собственные возможности по перевалке практически всех видов грузов. Количество вагонов, которые ежедневно принимает и обрабатывает одна лишь станция Лужская, сопоставимо с суммарными объемами всех соседних прибалтийских портов.
«Очевидно, что стабильно действующая линия получит поддержку правительства и привлечет инвесторов для строительства новых паромов. Подход, когда каждый участник паромной перевозки (портовые маневровые операторы, операторы терминалов, агенты и экспедиторы) концентрирует усилия на своем участке, а не тянет на себя всю производственную цепочку от клиента до палубы, позволит существенно повысить эффективность и производительность всей линии», – резюмирует М. Захаренко.

Интерес к развитию порта правительство (Минфин и ФТС) уже доказало на практике – 27 июня эксперимент по работе упрощенной схемы таможенного оформления при перевозке грузов с/на территорию свободной таможенной зоны в Калининградской области с использованием морской переправы Усть-Луга – Балтийск между Санкт-Петербургом и Калининградом был продлен до конца текущего года. Тем самым на проверку качества сервисов Усть-Луги у экспедиторов и перевозчиков появилось чуть больше времени.
Со вступлением в действие с 1 января 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС данная процедура таможенного оформления еще упростится.

© All Right Reserved.
Автор текста: Вадим Комков
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda