СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР

"Контейнерные перевозки"
Через тернии к мультимодальности
С начала года контейнерные перевозки на сети РЖД растут, несмотря на общий тренд спада погрузки. Частично подобный взлет можно объяснить последствиями пандемии, однако эксперты, приглашенные на форум «Логистическая панорама», организованный «РЖД-Партнером» в онлайн-формате, призывают помнить, что за подобным ростом лежит десятилетие упорной работы. И нерешенных задач впереди еще много.
Победный марш контейнеров

Общий рост контейнерных перевозок за первые 5 месяцев 2020-го по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 14% (за 6 месяцев – уже 16,3%). При этом особенно успешными эти дни оказались для транзитных перевозок на китайском направлении, которые выросли на 19%. Такие данные привел партнер, руководитель практики по работе с транспортными предприятиями КПМГ в России и СНГ Сергей Казачков. По данным CRCT, количество контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа – Китай за 4 месяца 2020 года увеличилось на 20% (до 2920), а объем грузов – на 27% (до 262 тыс. TEU).

Как отметил генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов, 90% структуры грузовой базы, которая прошла транзитом через РФ, были традиционными. Он уточнил, что в первой фазе пандемии резко сократился возврат грузов из Европы, однако затем наметилась положительная динамика, добавились отправки медицинских препаратов из Китая.
Как рассказал С. Казачков, основными причинами роста стали сбои в морских перевозках (в какие-то недели отменялось до 30% рейсов) и прерывание авиационного сообщения (грузовые мощности пассажирских бортов ушли с рынка, выросла стоимость авиаперевозки).

Руководитель проектов по развитию экспортной логистики АО «РЭЦ» Алевтина Кириллова добавила, что переток грузов был также связан с ограничениями трансграничного прохода автотранспорта.
По данным эксперта КПМГ, в случае развития второй волны эпидемии в Китае тенденция по перетеканию контейнерных грузов на железную дорогу только усилится, в то время как в случае возврата к обычной практике они вернутся к морским и авиационным перевозчикам.

Право должно прийти на помощь технологии

Если взглянуть на более масштабные процессы, стоит отметить, что рост контейнерных перевозок имеет не только «коронавирусный» характер. Однако в общемировых масштабах Россия очень далека от лидеров рынка, особенно в вопросах развития транзитных перевозок. В частности, нельзя назвать достаточным даже имеющееся законодательство.
«Оценивая текущие показатели работы РЖД, можно с уверенностью сказать, что пока транзит РЖД не нужен. Ключевая проблема здесь – это отсутствие у него хозяина перевозки», – заявил президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. По его мнению, на обеспечение необходимого уровня сервиса у экспедиторов не хватает, кроме прочего, административного ресурса. Наиболее узкое место при организации транзитных перевозок – это отсутствие единого технологического процесса на сети РЖД. И создать его возможно только при помощи введения новых правовых актов.

«Принятие закона о транзите – один из путей для создания единого технологического процесса. Это необходимый фундамент для следующего шага – технологии перевозок, которая может иметь статус постановления правительства. В рамках этого документа должно быть прописано, кто что делает и за что несет ответственность со стороны как государственных ведомств, так и транспортных компаний», – заявил П. Иванкин. В противном случае транзит будет страдать от отсутствия необходимого лоббизма, который могут себе обеспечить экспортеры и импортеры.

«Так, обеспечение транзитных перевозок пошло под нож в секвестированной инвестпрограмме РЖД в первую очередь. Всех интересует, сумеем ли мы вывезти объемы угля по Восточному полигону, но никто не обсуждает проблемы контейнерных поездов», – добавил эксперт. По его словам, май этого года показал, на чью сторону встанут железнодорожники в случае конфликта с экспортерами, – 15 дней контейнерные поезда для проследования в сторону Восточного полигона не принимались.

Член научного совета Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Александр Тысячников добавил, что закон о смешанных перевозках необходим и для развития экспортных и импортных отправлений. Юридическое закрепление статуса оператора смешанных перевозок необходимо в том числе и для организации процессов предварительного информирования и сквозного документооборота. Отсутствие прописанных в законодательстве параметров не позволяет российским перевозчикам использовать рекомендованные на международном уровне документы для оформления операторской перевозки. При их появлении оператор сможет, подключившись через систему, передать имеющуюся информацию во все заинтересованные органы для сокращения возможных задержек на стыках. Так, если заранее отправить информацию о грузе на борту судна в ФТС и на железную дорогу (и заранее подать ГУ-12), то к моменту прибытия судна из Европы можно ускорить оформление транзитного таможенного документа и одновременно получить от РЖД и собственников подвижного состава нужное количество фитинговых платформ. А. Тысячников особенно подчеркнул, что такая практика на мировом транспортном рынке уже используется.

Юлия Чернышевская

© All Right Reserved.

Made on
Tilda