СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР

"Контейнерные перевозки"
Без машин как без рук
Одним из важных вопросов развития инфраструктуры для перевалки контейнеров эксперты обозначили модернизацию и закупку необходимого оборудования, отвечающего по скорости и надежности работы требованиям возрастающего контейнерооборота. Во многих случаях производительность оборудования и время стоянки в ожидании перегрузки являются решающими факторами для сокращения времени нахождения контейнера в пути.
Дмитрий Бавтрук, заместитель директора по развитию ООО Мора Трейдинг
Работа с грузопотоками в контейнерах всегда связана с наличием соответствующей инфраструктуры. Учитывая ежегодную динамику роста таких грузопотоков в течение последних лет, возникает задача увеличения мест обработки, закупки большого количества новой техники. Однако модернизация контейнерных терминалов и строительство новых связаны с большими инвестициями и с длительным сроком окупаемости. К счастью, это не единственный способ. Существует и другая, не менее эффективная технология – применение Полуприцепов Боковых Погрузчиков Контейнеров (БПК) STEELBRO, которая может существовать как самостоятельно, так и в связке с традиционной терминальной обработкой. При этом существенно сокращаются размеры требуемых вложений при обеспечении необходимой скорости и повышается безопасность перегрузки и перевозки.

Главное преимущество БПК – это возможность грузить и выгружать контейнеры, штабелировать и перегружать их на железнодорожные платформы и полуприцепы в любой точке и на любом грунте. Только капитальные вложения (CAPEX) в этом случае уменьшаются в десятки раз. Загрузка контейнера и выгрузка из него происходят на уровне земли прямо на фабрике или даже в помещении склада. Не требуется ни пандус, ни тем более строительство склада на уровне высоты полуприцепа.

Очень важно, что применение БПК уменьшает величину затрат на обработку контейнера. Что, соответственно, уменьшает расходы экспортёра или импортёра на логистику перемещений, делая общую стоимость товара более конкурентной.

БПК не привязан к одному месту, может работать как подъёмный механизм и/или перевозчик сегодня в одном месте, а завтра за сотни километров в другом. Это очень удобно для мест с нестабильными – сезонными, например, грузопотоками.

В случае, когда необходимо доставить и забрать груз в трех разных точках, согласно привычной практике, потребуется привлечь к работе три тягача, три трейлера и Ричстакер. В то же время использование БПК позволяет осуществить ту же задачу только одной машиной, причем движение груза может осуществляться не только между терминалом и клиентом, но и между двумя клиентами, позволяя оставлять контейнер на загрузке- выгрузке и двигаться за следующим без потери времени на ожидание.

В логистике стоимость времени, текущих операционных расходов очень высока, поэтому и окупаемость БПК составляет в среднем год с момента приобретения.

Первым в России эту технологию почти год назад успешно внедрило ОАО «УралХим», производитель минеральных удобрений. Они отправляют свой груз в контейнерах на экспорт или внутренний рынок, избегая лишних Погрузо-Разгрузочных работ в местах перевалки. БПК позволяет грузиться на ж/д платформы прямо от цеха на территории завода. Согласно их оценке, производительность БПК соотносима с Ричстакером, однако ожидаемый доход существенно выше: 328 млн рублей против 71 млн рублей.

Время грузовой операции составляет всего 5-8 минут. За счет мобильности существенно увеличивается количество перевозимых контейнеров. Во всем мире это оборудование используется не только в гражданских, но и в военных целях. Эффективно использование БПК также в чрезвычайных ситуациях для быстрого развёртывания госпиталей, центров размещения и т.д.

Контейнеризация грузоперевозок растёт в среднем на 11% в год. Новые эффективные и экономичные технологии и оборудование позволят не только сохранить, но и значительно увеличить логистический потенциал и конкурентоспособность экономики в целом.

В перспективе использование наиболее современных технологических решений в этой сфере обеспечивает быстрые сроки перевалки, снижает затраты и уменьшает себестоимость доставки. Перевалку, переработку и складирование осуществляют с помощью погрузчиков, крановых и грузозахватных установок.
Конкурентное и ценовое давление в сфере бизнеса контейнерных перевозок объяснимо стабильным ростом объемов внутренних и международных отправлений. Как согласились эксперты, этот фактор требует оптимизации логистических структур терминалов и грузовых дворов. При этом необходимо учитывать, что с ростом оборота контейнеров и вместимости судов происходит также сокращение времени, отведенного на операции по перевалке, а число контейнеров под обработку, напротив, постоянно увеличивается. Это приводит к росту спроса на инновационные технологические решения.
В настоящее время портовые терминалы чаще всего оснащают стандартным оборудованием, среди которого причальные краны-перегружатели, козловые и мобильные краны, автоконтейнеровозы, погрузчики, ричстакеры, терминальные тягачи и т. д. Можно выделить две ключевые тенденции на рынке производителей оборудования такого рода. Во-первых, терминалы все пристальнее присматриваются к применению автоматизированных или частично автоматизированных решений, что сокращает влияние человеческого фактора на стабильность рабочего процесса.

Во-вторых, внимание уделяется созданию универсального оборудования, способного выполнять несколько операций, что позволяет в конечном итоге сэкономить на необходимости закупать разные виды оборудования под каждую процедуру. «Сейчас у РЖД есть острая необходимость в развитии грузовых дворов на уровне мировых стандартов. Существуют различные способы обработки контейнеров, но современные производители стремятся к созданию оптимального решения, ускоряющего процесс обработки груза», – считает заместитель директора по развитию ООО «Мора Трейдинг» Дмитрий Бавтрук. Следующей ступенью развития технологии перевалки эксперт назвал внедрение возможности грузить и выгружать контейнер в любой точке, то есть использование боковых погрузчиков, что позволяет исключить операционные и страховые расходы пользователя и выгружать контейнер на уровень земли прямо на фабрике или территории склада.

Действительно, необходимость обновления обозначил и заместитель начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ) ОАО «РЖД» Николай Кириллов. На балансе ЦМ находится около 600 грузовых дворов и 397 ед. грузоподъемной техники. По словам представителя ОАО «РЖД», несмотря на то, что некоторые места общего пользования заведомо убыточны, с государственной точки зрения холдинг должен привести их все в соответствие с высокими современными стандартами. С точки зрения целесообразности Н. Кириллов видит необходимость в развитии наиболее прибыльных (в связи с наличием стабильной грузовой базы) 25 грузовых дворов, на что потребуется около 100 млрд руб., в том числе для закупки обновленной перевалочной техники. Результатом модернизации должен стать полноценный грузовой двор, предоставляющий возможность работы с различными грузами, включая контейнерные. Однако, по словам Н. Кириллова, в настоящее время ЦМ пока не может себе этого позволить.

Юлия Чернышевская

© All Right Reserved.

Made on
Tilda