СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР

"ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НА ТРАНСПОРТЕ"
Цифра для выращивания
смарт-контрактов
Если еще вчера смарт-контракты были модной темой для разговора, то сейчас на железных дорогах это уже проект, который находится в стадии реализации, отметил и. о. главного инженера ЦФТО ОАО «РЖД» Юрий Суродин. Первый смарт-контракт на сопровождение грузовой перевозки намечен на 2020 год. Пилотный проект осуществляется на Октябрьской магистрали. В 2018-м на ОЖД начали с интеграции корпоративных автоматизированных систем, чтобы выстроить взаимодействие причастных служб, в том числе при сборе первичных данных.
От технологии к экономике

На первом этапе речь идет о технологическом уровне. Иными словами – о создании безбумажной среды для сопровождения перевозок и автоматизации фиксирования событий. В дальнейшем это будет происходить в том числе с помощью датчиков и видеокамер.
В июле 2019 года осуществлена тестовая перевозка с использованием инструментов смарт-контракта на технологическом уровне между станциями Предпортовая и Новый Порт. Эту схему применили затем при сопровождении контейнерных поездов по направлениям Предпортовая – Автово, Нигозеро – Новый Порт, Нигозеро – Автово и Питкяранта – Новый Порт.

В нынешнем году технология смарт-контракта расширит свой функционал. К ней планируется подключить операции, выполнение которых влечет за собой возникновение финансовой ответственности. Таким образом, станет возможным переход на вторую стадию – к взаиморасчетам в автоматическом режиме с помощью единого лицевого счета клиента. В конечном итоге услуги предполагается оказывать через электронный контракт.
Сначала рельсы, потом море

В перспективе к нему можно будет подключить и другие виды транспорта. В частности, в этом направлении двигается морской оператор Maersk. У него имеется своя электронная платформа. Теоретически с ней можно состыковаться. Как именно – это сейчас обсуждается. А на практике шаги в этом направлении уже делают в ФТС.

Неудивительно, что так много внимания уделяется методологии: смарт-контракты должны быть внедрены в существующую цифровую среду. При этом имеет значение, в каком направлении в целом движется не только ОАО «РЖД», но и остальные участники рынка, какие IT-продукты предлагают поставщики для электронизации выполняемых операций.

При их интеграции на платформе блокчейна фактически происходит реинжиниринг логистических процессов. Сначала появляются новые сценарии и варианты, которые затем придется переводить на язык алгоритмов и моделирования при управлении процессами. Причем уже на этапе проектирования технологий становится понятным, за счет чего потом можно будет получить эффект от смарт-контрактов – не только для перевозчика, но и для операторов, а также для их клиентов.

По сути, этот этап уже пройден, что и дало стимул для перехода к пилотным проектам. Основная их задача – сначала отработать технологии, а затем создать модель, при которой все участники перевозки смогут договориться о справедливом распределении рисков при автоматическом фиксировании событий.

«Это самый сложный этап, поскольку он связан с наступлением финансовой ответственности. Поэтому поначалу придется, скорее всего, использовать некую гибридную модель смарт-контракта. На самоисполняемую модель на сети РЖД смогут перейти еще не скоро», – полагает профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета Татьяна Шульженко.

Кто напишет алгоритмы?

Обобщим то, что сегодня уже удалось реализовать. Во-первых, составлены библиотеки событий. Во-вторых, определена система триггеров, определяющих систему взаимодействия технологических и финансовых автоматизированных систем. А теперь программисты должны определить алгоритмы выполнения триггеров. Для этого концептуальная модель РЖД и передается на уровень пилотной железной дороги.

Здесь предстоит уточнить все нюансы возможного развития событий при осуществлении перевозки и учесть их в цифровых моделях для верификации выполнения условий договора и внесения записей в блоки распределенного реестра.

Как считают эксперты, на начальных этапах проекта у его участников нет потребности в существенных инвестициях в развитие информационной инфраструктуры, необходимой для внедрения смарт-контрактов. «И это минимизирует риски, связанные с переходом на подобную технологию, поскольку на первых порах она может охватывать лишь наиболее зрелые элементы логистического процесса. Отладить остальные алгоритмы и программный код смарт-контрактов, которые с ними связаны, можно поэтапно», – полагает Т. Шульженко.
Здесь имеют значение все IT-решения, которые помогают участникам рынка управлять процессом перевозки. Чем они разнообразнее и совершеннее, тем более зрелой считается цифровая среда для выращивания смарт-контрактов. А главное – многое зависит и от того, что выбирает ОАО «РЖД», и от того, что выбирает рынок.

Александр Солнцев
– Схема обращения смарт-контрактов не сильно отличается от традиционного межбанковского кредитования торговых операций. Смарт-контракт генерируется платформой в момент платежа в пользу банка бенефициара и содержит условие для банка плательщика погасить сумму кредита на установленную дату..
Игорь Плотников, председатель правления Ассоциации российских банков

© All Right Reserved.

Made on
Tilda