СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР


"ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НА ТРАНСПОРТЕ"
Дорожная карта цифровизации: куда путь держим?
В настоящее время о цифровой трансформации на транспорте разгорелись жаркие дискуссии. Что же сейчас происходит: мы тушим пожар, отвечая на форс-мажор, или действительно выстраиваем новую стратегию развития системы грузоперевозок?
В частности, в рамках Большого семинара РЖД-Партнера «Антикризисная цифровизация на транспорте: проекты до карантина и после», который состоялся 28 мая 2020 года в формате онлайн, прозвучали различные точки зрения. И вместе с тем большинство участников сошлись во мнении: кризис, вызванный пандемией коронавируса, подстегнул все процессы, связанные с информатизацией в транспортной отрасли.
Пока еще нет повода для революции...

Правда, это пока еще не привело к революции. Традиционную логистику в более широком масштабе дополнили новые сервисы, которые привнесла интернет-торговля и необходимость работать в удаленке.

В результате на сети РЖД, например, была расширена практика предоставления сервисов для клиентов в электронном виде. Усилены акценты на взаимодействие с морскими портами, появились дополнительные мобильные рабочие места и расширился обмен данными с железнодорожными администрациями других стран, рассказал заместитель директора департамента цифровой трансформации Минтранса России Евгений Ткаченко.
По его словам, сейчас важно понять, что будет происходить дальше, когда схлынет волна принятых мер борьбы с последствиями коронавируса. Прежде всего это касается дорожной карты цифровизации на транспорте на 2020–2021 гг. и общей стратегии цифровой трансформации транспортной системы.
…и все же шаг вперед сделан

Если говорить в целом, то переписывать уже принятую дорожную карту не стоит. В ней достаточно четко отражены семь основных направлений дальнейшего развития. «Иными словами, никто не отменяет курса на внедрение беспилотного транспорта, цифровых двойников, блокчейна, смарт-контрактов. Скорее всего, они будут дополнены мероприятиями, необходимыми для проведения экологического и гигиенического мониторинга», – уточнил Е. Ткаченко. Например, обсуждаются информационные системы, которые целесообразно внедрить дополнительно к уже имеющимся ресурсам для распознавания состояния здоровья перемещающихся людей и каких-то возможных параметров биометрии.

Очевидно, что подобные новшества потребуют углубления интеграции между цифровыми системами различных стран. А это послужит стимулом для дальнейшей глобализации логистики внешнеторговых потоков. Причем управление цепочками поставок будет все более распределенным между различными странами, что создает новые риски, которые придется каким-то образом купировать.
В цифровой колее

ОАО «РЖД» также движется в этом русле. «Мы угадали с основными трендами», – отметил и. о. главного инженера ЦФТО ОАО «РЖД» Юрий Суродин. В данном случае речь идет о глубоком проникновении в систему внутреннего документооборота компании цифровых технологий. В частности, ими охвачен весь комплекс основных операций, связанных с подготовкой отправок грузов по железным дорогам. Развивается электронное взаимодействие с российскими морскими портами и железнодорожными администрациями других стран, расширяется сеть мобильных рабочих мест.

Уже сегодня ЭДО охватывает 85–90% внутренних железнодорожных перевозок и значительную часть экспорта. В этом плане развивается взаимодействие ОАО «РЖД» с ФТС и ФНС. Следующие шаги предполагается сделать для автоматизации процессов обмена электронными документами. Скажем, будут расширены опции в АС ЭТРАН по автоматическому согласованию выполнения операций и декларированию. В качестве примера можно также привести проекты, которые намечено реализовать совместно с Россельхознадзором и Минсельхозом, по сопровождению перевозок продовольствия. Они касаются цифровизации товаросопроводительных документов на эти номенклатуры.

Правда, препятствием на пути этого проекта служит позиция, занятая Минкомсвязью, что не позволяет полноценно присоединиться к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). На этой платформе осуществляется обмен данными между АСУ участников СМЭВ при предоставлении госуслуг в электронной форме. По заказу ЦФТО реализуется и ряд других проектов, призванных помочь клиентам эффективнее спланировать перевозки, а холдингу – улучшить управление перевозками.

Александр Солнцев
– В контексте цифровой трансформации в ОАО «РЖД» выделены три основных блока. В клиентский блок входят цифровые платформы мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок, платформы транспортно-логистических узлов и логистического оператора электронной коммерции. Второй блок – производственный (внутренние процессы управления). К третьему блоку относятся офисные процессы, для которых создается цифровая платформа непроизводственных процессов холдинга.
Кирилл Семион, начальник департамента информатизации ОАО «РЖД»

© All Right Reserved.

Made on
Tilda