Специальный проект журнала РЖД-Партнер

"Претензионная работа как форма диалога между участниками перевозок"

Спорить – значит уважать
Несмотря на внутренние изменения на рынке железнодорожного транспорта, связанные с динамикой объемов погрузки и выгрузки, волатильностью грузопотоков, модернизацией законодательства, объем претензий, выставляемых участниками перевозочного процесса друг другу, остается неизменно высоким. Тем не менее, несмотря на ситуацию конфликта, в которую вовлечены участники досудебного или судебного разрешения претензий, и зачастую полярные точки зрения перевозчика, оператора и грузовладельца, именно претензии являются необходимой формой диалога и взаимодействия между ними.
С тех пор как ОАО «РЖД» начало выстраивать договорную работу с клиентами по принципу одного окна, Центр фирменного транспортного обслуживания стал не только клиентской службой холдинга, но и первой инстанцией, куда пользователи услуг инфраструктуры обращаются в рамках досудебного урегулирования спорных ситуаций в сфере железнодорожных перевозок.
Начальник отдела анализа претензионной работы ЦФТО ОАО «РЖД» Азамат Тарчоков отмечает, что в рамках работы подразделения реализован допретензионный и претензионный порядок регулирования спорных вопросов между компанией и клиентами. При этом большинство споров решаются на допретензионном этапе в территориальных подразделениях ЦФТО.

Для рассмотрения претензии клиента в ОАО «РЖД», а также направления ответа установлен 30-дневный срок. Для того чтобы претензия была рассмотрена по существу, заявителю необходимо выполнить нормативно установленные требования ее оформления. Претензия должна соответствовать формальным требованиям Устава железнодорожного транспорта и Правилам предъявления и рассмотрения претензий. Она должна быть подписана лицом, имеющим на это право, содержать указание расчета по каждому предъявляемому требованию, номера накладных, к ней должны прилагаться необходимые документы согласно перечню. Наконец, претензия должна быть направлена по верному адресу подразделения ОАО «РЖД», уполномоченного для этого.

В настоящее время эта работа ведется в бумажном формате, но А. Тарчоков сообщил, что в компании реализуется проект «Личный кабинет клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок», который дает возможность предъявить претензии в электронном виде.
По итогам работы первых 3 месяцев 2020 года А. Тарчоков выделил следующие категории претензионных требований к ОАО «РЖД»:

– 83% – нарушения сроков доставки грузов;

– 8% – требования о возврате провозной платы в связи с ее доначислением со стороны перевозчика;

– 4% – задержка подачи/уборки вагонов с мест погрузки/выгрузки;

– 5% – прочее.
Представитель ЦФТО отметил, что сегодня судебная практика чаще всего складывается в пользу ОАО «РЖД». Существенным ее изменением он считает введение в августе 2019 года в арбитражное судопроизводство практики взыскания пеней по аналогии с морскими перевозками, при которой может быть взыскано не более 50% провозной платы или 6% за каждые сутки просрочки, а не 100%, как было ранее.

В свою очередь, если рассмотреть категории претензий, предъявляемых клиентам со стороны РЖД, то здесь лидируют требования взыскания платы за нахождение вагонов на их инфраструктуре. Немалую долю предъявляемых перевозчиком претензий составляют претензии за искажение сведений о грузе, указанном в перевозочной накладной, а также штрафы за превышение грузоподъемности вагонов, которое приводит к нарушениям безопасности движения.

При этом на время ограничительных мер для экономики, связанных с пандемией, было приостановлено начисление некоторых штрафов и плат, в том числе за занятие инфраструктуры вагонами клиентов, непредъявление грузов для перевозки, невыполнение принятой заявки, а также штрафов за задержку грузов под погрузку и выгрузку.

В свою очередь, советник генерального директора ПГК Сергей Лахтуров отмечает, что возможности для претензионной работы операторов радикально изменились с начала 2019 года. Ранее ОАО «РЖД» препятствовало выдаче операторским компаниям ряда юридически значимых документов, необходимых для подачи арбитражных исков. Но в прошлом году на основе договорных отношений перевозчик открыл возможность для получения данных о движении вагона практически в полном объеме.

«ОАО «РЖД» открыло акты общей формы ГУ-23, акты приемосдатчика ГУ-25, акты ГУ-2Б, уведомление о завершении грузовой операции и готовности вагона к уборке с подъездных путей, открыта информация из КТИ (устройств, которые измеряют гребень вагона), тем самым появилась возможность избежать рисков забраковки вагона на экспорт или внутри РФ, если гребень меньше чем 26 мм, 25 мм и т. д. Открыта АСКО ПВ (автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов), которая предоставляет видео- и фотоматериалы, по которым можно судить об остатках груза, неисправностях вагона, проломах кузова. И вот этот большой объем информации, который предоставляется операторам на платной основе, позволяет перестроить им свои информационные системы на более точную работу», – изложил С. Лахтуров суть изменений.

Теперь все эти документы считаются юридически достоверными, что позволяет операторам вывести претензионную или судебную работу на другой уровень. Фактически если свести весь имеющийся объем данных в автоматизированную претензионную систему, то можно серьезно снизить количество арбитражных исков, подаваемых участниками перевозок друг к другу.
Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин на основании оцененных рисков для ОАО «РЖД» в 2020 году сделал вывод, что клиентам перевозчика нужно более активно включаться в претензионную и судебную практику. Это позволит не только компенсировать часть убытков, но и создать необходимую атмосферу диалога между ОАО «РЖД» и его клиентами.

По оценкам ИИЖД, сумма оцененных внутренних убытков ОАО «РЖД» за нарушение сроков доставки грузов в 2019-м составила 55 млрд руб. Речь идет о подсчетах, сделанных на основе внутреннего аудита компании по анализу невыполнения заключенных договоров на перевозку. Но при этом сумма исковых требований, заявленных клиентами РЖД в суды, в прошлом году составила всего 8 млрд руб., из которых, по оценкам П. Иванкина, будет взыскано не более 1–2 млрд руб. Таким образом, невыполнение договорных обязательств является в настоящее время прибыльным для перевозчика, так как он подстраховывается от исков, предлагая клиентам заключать добровольно-принудительные соглашения об увеличении сроков доставки.
В то же время информационная открытость, которую демонстрирует в последнее время ОАО «РЖД», и появление информационных сервисов позволяют, с одной стороны, снизить накал претензионных споров между партнерами, а с другой – ввести их в объективное состязательное русло. Что в итоге выгодно каждому из них.

Алексей Лебедев

© All Right Reserved.

Made on
Tilda