Специальный проект журнала РЖД-Партнер

"Как транспортной отрасли пережить коронавирус?"

Пассажирский автотранспорт надеется на лучшее
Автотранспорт в условиях сдерживающих мер пострадал в меньшей степени, однако сказать, что компаниям, осуществляющим автобусные перевозки, а также игрокам рынка такси и каршеринга удастся выйти сухими из воды, нельзя. Особенно пострадают те, кто накануне решил обновить свой парк: новый автотранспорт приобретался за счет кредитных средств и в лизинг, что требует от компаний значительных затрат, несмотря на приостановку деятельности.
При этом отсрочка на 3 или 6 месяцев обернется тем, что весь объем придется оплатить сразу, в связи с чем скорректируются иные платежи. Усугубляет ситуацию и предстоящий низкий летний сезон. Деятельность пассажирских и грузовых автомобильных перевозчиков включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции, говорится в сообщении Минтранса России.

Автобусы прогнали с рынка

Первыми почувствовали на себе удар операторы международных маршрутов. Россия закрыла пункты пропуска через границу с Китаем 30 января. Вспышка коронавируса сразу отразилась на доходах компаний, работающих в сфере трансграничных перевозок между Россией и КНР. Федерация профсоюзов Приморского края заявила, что из-за происходящего лишились работы более 2 тыс. водителей и простаивают более 400 автобусов. Постепенная стабилизация ситуации в Китае не ослабила этого давления: с 8 апреля, уже по инициативе китайской стороны, был закрыт последний пассажирский пункт пропуска Маньчжурия – Забайкальск на границе с Россией для предотвращения завоза вируса со стороны РФ.

Довольно скоро в подобную ситуацию попали и перевозчики, работающие на европейской границе России. К примеру, Lux Express сообщает, что из-за чрезвычайного положения было ограничено количество внутренних рейсов по Эстонии и приостановлены все международные рейсы. «Мы делаем все возможное, чтобы сохранить и возобновить связи между всеми регионами, в которых мы работаем», – сообщили в компании. Первые отправления из Санкт-Петербурга запланированы на 1 мая, однако сказать точно, будут ли возобновлены рейсы, пока нельзя.
О финансовых сложностях напрямую говорит политика перевозчиков в вопросе возврата средств за оплаченные билеты: что Lux Express, что Ecolines предлагают своим клиентам использовать все билеты на приостановленные рейсы для новых поездок с открытой датой, но с момента возобновления сообщения между странами. «В связи с force majeure обстоятельствами, независящими от перевозчиков, отказаться от билета нельзя», – сообщают в Ecolines. При этом компании вводят временные ограничения на реализацию данной возможности: к примеру, Lux Express предлагает перебронировать билет в период до 1 сентября и совершить поездку в период до 31 декабря 2020 года.
С одной стороны, автотранспорт легче остановить – сказывается большая гибкость в вопросе операционных затрат. Отправленные на простой автобусы не принесут прибыли, но и потери будут не столь разрушительными, как в случае с загоном самолета в ангар. С другой стороны, первое возможное последствие кризиса – это отток водителей. «Опыт нашей отрасли показывает, что, когда заработки падают, водители уходят. Если грузоперевозки будут чувствовать себя хорошо, водители пойдут туда. Если нет – то в другие сферы деятельности. Сейчас пассажиропоток упал на 82%, тем не менее машин на маршрутах (городских и междугородних. – Прим. ред.) – 60–70% от обычного количества. Мы уже отмечаем дефицит кадров. Ведь водители с симптомами ОРВИ на работу, конечно, не выходят. Часть персонала и вовсе боится в такой ситуации выходить на маршрут», – рассказывает исполнительный директор ООО «АТП-1» (муниципальный перевозчик) Владимир Георгиевский.

Также эксперты называют вероятным снижение темпов обновления транспорта, а значит, и улучшения качества перевозок. Тем перевозчикам, которые обновляли подвижной состав ударными темпами, придется взять паузу. «Я прогнозирую волну обращений перевозчиков к правительству с просьбой отсрочить введение тахографов, онлайн-касс и прочих новшеств. Установка тахографа на одну машину стоит 50–70 тыс. руб. У перевозчиков сейчас таких денег нет. Усугубляет ситуацию в текущий период и необходимость перезаключения договоров страхования пассажиров», – комментирует В. Георгиевский. Однако эксперт считает, что обновление транспорта возобновится уже в мае.

При этом помощи малому бизнесу перевозчики не ощущают: та же отсрочка по налогам приведет к необходимости платить много и сразу, просто чуть позже. А вот господдержка нефтяной отрасли вполне может привести к росту цен на топливо.
Таксисты переквалифицируются в курьеров

Неустойчиво себя почувствовал и рынок такси, а также каршеринг. По данным ВТБ, сегмент аренды машин рухнул на 60%, такси – на 40%. В столичном департаменте транспорта отметили, что пассажиропоток такси упал в среднем на 58%. Подобная статистика фиксируется и в других городах – несмотря на то, что поездки в такси считаются более безопасными, чем в общественном транспорте, а в некоторых регионах ввиду ограничений являются чуть ли не единственной возможностью для передвижения. Впрочем, удивляться нечему: россияне, похоже, приняли правила самоизоляции и не стремятся совершать какие-либо поездки – даже обладателей личных автомобилей на дорогах Москвы наблюдается на 62% меньше, чем в начале апреля 2019 года.

О существенном снижении спроса на услуги такси заявляют и опрошенные РЖД-Партнером компании. Так, представитель пресс-службы группы компаний «Везет» Юлия Варламова уточнила, что спрос на поездки упал по всей стране примерно на 50%. Количество перевозчиков тоже снижается, но одновременно с этим наблюдается прирост числа водителей, чьи аккаунты до этого некоторое время были неактивны. Вполне вероятно, что такая тенденция может быть связана с сокращением доходов населения в период нерабочих дней. Но и попытка заработать в такси может быть обречена на провал: доходы столичных водителей такси из-за распространения коронавирусной инфекции упали на 30–50%. Такие данные привели в Московском профсоюзе таксистов. В пресс-службе «Яндекс.Такси» подтвердили, что в компании фиксируют сокращение спроса на такси, потому что поездки в аэропорты и на вокзалы, в торговые и бизнес-центры, развлекательные зоны и образовательные учреждения либо практически прекратились, либо резко сокращаются.

Генеральный директор ООО «Транс-Миссия» (эмитент «ТаксовичкоФ») Максим Федоров также рассказал, что одновременно с этим в 3 раза увеличился и продолжает расти спрос на курьерские услуги. О повышенном интересе к услугам доставки сообщили и в «Яндекс.Такси». На волне популярности данных услуг компания планирует инвестировать в развитие и маркетинг направления доставки, поскольку оно может стать драйвером роста отрасли такси и стимулировать рост поездок и заработка водителей. В связи с этой тенденцией компании выводят на рынок новые продукты, связанные с доставкой.
Главная стратегия для рынка такси сегодня – сохранение пассажиропотока, в том числе за счет обеспечения безопасности поездок. Как утверждают представители агрегаторов и операторов, компании принимают необходимые меры предосторожности в условиях сложной эпидемиологической ситуации в России. К примеру, в автопарках партнеров компании «ТаксовичкоФ» автомобили ежедневно обрабатываются антисептическими средствами. Однако подобные меры возможны, только если водитель работает на машине, принадлежащей таксопарку. В основном же сегодня таксисты выезжают на работу на собственных автомобилях, а значит, проверка соблюдения водителями перечисленных рекомендаций не производится.
Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar в силу невозможности проверить соблюдение подобных требований и вовсе остановил свою деятельность – несмотря на то, что прямого запрета на поездки такого рода не было. «В связи с тем что пока не удается взять ситуацию под полный контроль и правительство принимает все более жесткие меры по сдерживанию пандемии, BlaBlaCar предпринимает этот упреждающий шаг в борьбе с распространением COVID-19. Конечно же, после того как угроза распространения коронавируса будет остановлена, мы возобновим работу сервиса. Это касается и карпулинговых поездок, и автобусных. Не исключаем, что будем возобновлять работу поэтапно, в зависимости от ситуации в каждом регионе», – сообщили в пресс-службе компании.

В целом автоперевозчики остаются на плаву, а эксперты высоко оценивают шансы данного сектора пассажирских перевозок выйти с наименьшими потерями. Однако чем дольше границы будут оставаться закрытыми, а люди находиться в самоизоляции, тем сложнее будет операторам избежать ухудшения качества услуг и роста цен на проезд.

Юлия Чернышевская
«Какие меры мы можем предпринять в этой ситуации? Никаких непрофильных активов, которые можно было бы реализовать, у нас нет. Уволить сотрудников мы себе позволить не можем: штат оптимален, все работают эффективно. Отказ от обновления парка автобусов также не рассматриваем.
В первую очередь мы займемся отсрочкой всех платежей: по займам, аренде, закупке топлива и запчастей (оплата идет частями или переносится). Замораживаем все инвестиции в инфраструктуру. Хорошей мерой мог бы быть уход от собственного подвижного состава, к чему идет вся Европа, но у нас такие действия не приветствуются властями.
На сегодняшний день мы своими силами проводим санитарную обработку транспортных средств. Конкуренция за пассажиров сейчас – единственный путь повышения доходов. Поэтому нужно сделать так, чтобы люди не боялись общественного транспорта. Я считаю, что с нынешней ситуацией перевозчики справятся. Мы привыкли выживать в сложных условиях – при низких доходах и жестких требованиях».

Владимир Георгиевский, исполнительный директор ООО «АТП-1» Владимир Георгиевский

© All Right Reserved.

Made on
Tilda